Стать нашим автором

История ремня

Время чтения: 13 минут

Ремень относится к числу тех аксессуаров, которые имеют как эстетическое, так и утилитарное значение. Кроме того, он может быть как очень строгим, так и абсолютно неформальным. Вероятно, именно по этим двум причинам хотя бы один ремень присутствует в гардеробе практически каждого мужчины. Неудивительно, что история у этой вещи чрезвычайно долгая, и в нашей сегодняшней статье мы достаточно подробно о ней расскажем, уделив внимание как далёким предшественникам нынешних ремней, так и более современным образцам этих аксессуаров.

Первые пояса и ремни

Как говорит американский эксперт по моде Тим Ганн, «ремень — это, вероятно, один из первых предметов одежды, возникший даже раньше, чем нижнее белье». Он отмечает, что «когда археологи раскопали останки доисторического «ледяного» человека, пролежавшего в земле примерно 5300 лет, на его талии был обнаружен пояс». Более того, пояса носили и ещё раньше, хотя при этом следует заметить, что те древние аксессуары сильно отличались от современных ремней по внешнему виду, а также и по функционалу. Некоторые древние люди носили на поясах амулеты, защищавшие от дурного глаза, бесплодия, болезней. Делали эти амулеты в том числе из раковин каури (cowry) или же вырезали их по форме таких раковин — и, как пишет американский эксперт Джеймс Лейвер, чем больше было на поясе подобных штучек, тем выше в социальной иерархии стоял владелец этого пояса. Здесь же заметим, что, по предположению Лейвера, именно пояс с амулетами был первой человеческой одеждой.

Древние египтяне — включая мужчин — использовали пояса и с приземлённой, практической целью: ради придания формы своим длинным одеяниям. Примечательно, что на территории Египта пояса носили ещё до формирования государств — в так называемый додинастический период. В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится очень старый египетский пояс, датируемый 4000-3800 гг. до нашей эры, то есть относящийся к так называемой Бадарийской культуре. Этот пояс состоит из множества цилиндрических бусин, причём он был мужским, а не женским; более того, по словам сотрудников музея, похоже, что в те времена пояса носили исключительно мужчины. В более позднем династическом Египте, однако, пояса надевали и женщины. К примеру, у принцессы Ситаториунет, жившей в XIX веке до нашей эры, был весьма недурный пояс из золота и аметистов. На золотых элементах этого аксессуара были выгравированы головы леопардов.

Разумеется, пояса использовали и в Древней Греции, и в Римской империи, и на Ближнем востоке (в том числе на территории современных Сирии и Саудовской Аравии). Со временем люди начали прикреплять к поясам разнообразное оружие: мечи, кинжалы и так далее. Кроме того, к ним прикрепляли (а иногда и сейчас прикрепляют) небольшие сумки, кошельки и некоторые инструменты. При этом, разумеется, некоторые ремни тех эпох служили исключительно для подпоясывания одежды. Так, известно, что в Древней Греции пояса носили как женщины, так и мужчины, и если женщины подпоясывали этими аксессуарами длинные платья, который порой доходили до пола, то мужчины нередко не только подпоясывались ремнями, но и закрепляли на них оружие.

В эпоху Средневековья женщины тоже пользовались поясами для придания свободным платьям формы. Здесь же стоит заметить, что в средние века уже существовали ремни с эффектными пряжками, порой весьма крупными и замысловатыми по дизайну. Их носили и в Европе, и в Азии. Были и пояса совсем другого рода, которые ещё в XIII веке носили некоторые католические монахи: на них присутствовали три францисканских узла, символизировавших бедность, целомудрие и послушание. Более того, такие аскетичные пояса, являющиеся, строго говоря, толстыми верёвками, монахи-францисканы носят даже сегодня.

В эпоху позднего Средневековья — в частности, в XV-XVI веках — те или иные пояса надевали многие люди, но очень важно понимать, что тогдашние ремни и пояса всё ещё не были «связаны» с брюками. Как и в более ранние эпохи, ими подпоясывали длинную верхнюю одежду, порой крепили на них оружие и другие вещи: ключи, некоторые инструменты (скажем, хирургические — в случае с врачами). Получить приблизительное представление о некоторых мужских ремнях тем времён можно, в частности, по различным иллюстрациям и фильмам, связанным с легендарным Робином Гудом. Были, впрочем, и совершенно другие пояса: например, существовали такого рода аксессуары с вышивкой. Иногда на поясах вышивали даже любовные стихи.

Ремни и пояса в XVIII и XIX веках

В XVIII и XIX веках важным элементом гардероба большинства европейских джентльменов был жилет (в XVIII веке — очень длинный) — а с жилетом, как известно, ремень носить не принято. Однако это не означает, что ремни и пояса мужчины в ту эпоху не носили. Во-первых, их использовали военнослужащие (и некоторые кожаные ремни солдат и офицеров XIX века сильно напоминали современные изделия). Во-вторых, пояса и даже ремни, похожие на современные, носили в сельской местности — в частности, пастухи. В-третьих, сохранились некоторые богато украшенные пояса, которые европейские мужчины-аристократы носили, вероятно, и вдали от театров военных действий (пара экземпляров таких поясов из Венгрии представлена в нью-йоркском музее Метрополитен).

На некоторых картинах первой половины XIX века можно увидеть мальчиков с ремнями, но в этих случаях ремни не являются аксессуарами для брюк, а подпоясывают длинные одеяния. Аналогичную роль выполняли и разного рода пояса в случае с женскими платьями в том же XIX веке (впрочем, равно как и во многие другие века). Женщины этой эпохи часто пользовались разного рода поясами, придававшими форму их платьям и подчеркивающими их талии. Иногда эти пояса были сшиты из той же ткани, что и платья, иногда они контрастировали с платьями. Некоторые из них были снабжены пряжками.

Кроме того, стоит упомянуть так называемые шатлены (chatelaines). Они представляли собой подвески с цепочками и крючками, которые крепились к поясу. К цепочкам шатленов подвешивали разные небольшие аксессуары, включая часы, миниатюрные ножницы и даже маленькие сумочки. Носили такие шатлены и женщины, и мужчины — но женщины всё-таки чаще. Появились эти аксессуары ещё до XVIII века, однако широкую популярность они завоевали именно в XVIII веке; тогда появились очень замысловатые по дизайну модели. Потом наступил своего рода перерыв, после чего в середине XIX века шатлены вернулись в моду: как пишет Тим Ганн, «с 1840-х годов и вплоть до начала XX века женщины носили на талии шатлен, или цепочку с крючком, к которому можно было прикрепить швейные принадлежности, например ножницы». Таким образом, некоторые гражданские пояса XVIII и XIX веков имели не только эстетическое, но и функциональное значение (что же касается ремней военнослужащих, то, конечно, они всегда были функциональны).

Согласно американскому эксперту по мужской одежде Алану Флассеру, в США ремни начали активно набирать популярность лишь в конце XIX века. Флассер связывает этот тренд с влиянием военного обмундирования на гражданскую одежду, хотя не очень понятно, почему это влияние проявилось именно тогда. Как бы то ни было, с конца XIX века популярностью среди гражданского населения стали пользоваться некоторые типичные для военных ремни, включая так называемые ремни Сэма Брауна (Sam Browne belts), которые поначалу носились исключительно военными и полицейскими. Они были широкими и двойными: одна полоса кожи затягивалась пояс, а другая перекидывалась через правое плечо и фиксировалась на нём. Назвали такие ремни в честь их изобретателя — британского генерала Сэма Брауна, который жил в 1824-1901 годах. Лишившись левой руки, он разработал новый тип ремня прежде всего для себя самого, для своего удобства. Однако вскоре обнаружилось, что есть немало людей, которые тоже хотят носить подобные аксессуары.

Современная история ремня: XX век

В первой половине XX века позиции ремня в мужском гардеробе были не столь сильны, как сегодня. Дело в том, что, как утверждает Алан Флассер, «по меньшей мере с самого начала XX века с деловой одеждой стали ассоциировать подтяжки, в то время как ремни считались элементами неформальных образов». К настоящему времени, однако, популярность подтяжек значительно снизилась, и ремни считаются абсолютно корректными в комбинации с деловой одеждой; ныне подтяжки являются обязательными аксессуарами только в случае со смокингами и фраками, которые сегодня очень мало кто носит.

Впрочем, даже в первой половине XX века некоторые люди отдавали предпочтение именно ремням. Так, немецкий журналист и писатель Бернхард Рётцель в своей книге «Джентльмен» указывает, что легендарный герцог Виндзорский, которого считают одним из самых стильно одевавшихся людей XX века, подтяжки не любил. Кроме того, сам Флассер отмечает, что уже к концу 1920-х годов большинство мужчин в США носили именно ремни, а не подтяжки. Позднее доля любителей ремней всё увеличивалась: как пишет Свен Рафаэль Шнейдер, главный редактор издания Gentleman's Gazette, к концу 1940-х годов ремень окончательно закрепил на собой позицию брючного аксессуара №1, в то время как подтяжки носились сравнительно небольшим количеством мужчин, причём преимущественно старшего возраста.

Для полноты картины стоит заметить, что примерно до 1920-х годов джинсы носили с подтяжками, а не ремнями. Однако в 1922 году всем известная фирма Levi's выпустила первые джинсы с петлями под ремень, а в 1937 году она прекратила производство джинсов с пуговицами для подтяжек. Таким образом, к концу 1930-х уже почти все владельцы джинсов использовали ремни, хотя доля людей, носивших подтяжки, тогда ещё была заметно больше, чем в наши дни.

Согласно Флассеру, важной вехой в истории ремня стало нововведение торговца кожгалантереей Стивена Рэя Хикока (Stephen Ray Hickok): около 1910 года он начал предлагать ремни с кастомизированными пряжками, в том числе с гравировкой на пряжках. В 1950 году была учреждена спортивная награда S. Ray Hickok Professional Athlete of the Year, представлявшая собой ремень с огромной пряжкой, на которой были выгравированы слова Ray Hickok Award и Professional Athlete. Поначалу этот ремень-награда делался из кожи аллигатора, а пряжка изготавливалась из чистого золота и украшалась довольно крупным бриллиантом и другими драгоценными камнями. Стоимость этого ремня даже в те времена составляла более 10 тысяч долларов. Награда вручалась с 1950 по 1976 год; в 2012 году её стали вручать снова, но в более скромном варианте.

Следует добавить, что именно в XX веке ремни стали модными аксессуарами. На свет появились кое-какие экстравагантные модели. Тим Ганн, например, в своей книге «Библия моды» вспоминает пояс-обманку от Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), который увидел свет в 1934 году. По словам Ганна, «этот пояс был сделан очень остроумно и не мог не притягивать внимательных взглядов». Он представлял собой шёлковую ленту, дополненную пластиковой застёжкой в виде кистей рук. Конечно, этот экстравагантный пояс предназначался для женщин, но кое-какие броские и специфические мужские ремни тоже выпускались и продолжают выпускаться. Что же касается Эльзы Скиапарелли, то в её коллекциях попадались и другие экстравагантные пояса и ремни.

Ради полноты картины можно упомянуть и импровизированные пояса, которые некоторые мужчины делали из старых галстуков. Как правило, галстуки-ремни в сознании специалистов по истории мужской моды ассоциируются с популярным в 1930-1950-х годах американским актёром Фредом Астером (Fred Astaire), который любил такие аксессуары. Впрочем, не стоит думать, что он постоянно их носил: на большинстве фотографий Астера вы их не увидите. Как бы то ни было, вариант превращения изношенного или «запятнанного» галстука в эффектный ремень заслуживает рассмотрения — конечно, если вы не боитесь привлечь к себе чрезмерное внимание. Кроме того, нужно помнить о том, что такие галстуки-ремни уместны лишь в самой неформальной обстановке. Сегодня их практически никто не носит, да и раньше такой вариант использования галстуков был чрезвычайно редким.

Перспективы ремня

Сегодняшний ассортимент ремней огромен. Есть и очень скромные модели, и невероятно броские — а также множество «промежуточных вариантов». Ремень явно будет прочно удерживать позиции в гардеробах мужчин и женщин ещё долгие годы. Вероятно, на свет появятся новые интересные и порой даже немного безумные модели ремней, но и классические ремни точно никуда не денутся. Никакого значимого прогресса в сфере ремней, однако, мы не ожидаем; более того, не исключено, что среднее качество этих аксессуаров будет постепенно снижаться, хотя высококачественные ремни наверняка не исчезнут из продажи.

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Москва,

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Санкт-Петербург,

К контактам