Clarks – это знаковое имя для британской культуры. Этот обувной бренд уже несколько веков ассоциируется исключительно с качественной и стильной обувью. В своём производстве марка ориентируется на запросы потребителя, его комфорт, прочность и надёжность обувных силуэтов. Особенно популярны у бренда их культовые Desert Boot, которые, фактически, стали частью многих субкультур 50-х-60-х годов ХХ века. За что же так полюбили ботинки Clarks покупатели?
Давным-давно на берегах туманной Великобритании одного предпринимателя озарила идея. Сайрус Кларк (он был тем самым предпринимателем) решает вместе со своим кузеном заняться производством кожи и шерсти. В 1821 году он начинает подыскивать пути развития для своей знаменательной идеи, а уже через 4 года он открывает в городе Стрит (где он, собственно, и проживал) первый магазинчик. В магазинчике начинают активно продаваться ковры из овчины. В 1828 году к делу подключается младший брат Сайруса Джеймс. Он обратил внимание брата на то, что при изготовлении каждого ковра накапливается большое количество обрезков. В дальнейшем эти обрезки фактически выкидываются, что неразумно. Он предлагает шить из остатков тапочки – тёплые, комфортные, удобные, они бы идеально подошли в качестве дополнения к мягкому ковру. Вот так и родилась первая пара обуви под лейблом Clarks, которая получила название Brown Petersburgh.
В Британии тапочки братьев Кларк начинают раскупаться как горячие пирожки. Уже к 1842 году продажи составляют около 1000 пар в месяц (это с учётом, что шилась такая обувь полностью вручную). C&J Clark начинают в срочном порядке подыскивать работников для своего предприятия, чтобы увеличить скорость пошива и количество пар, выпускаемых в месяц. Рабочих наняли среди местных – они брали материалы кожевенного завода, эскизы, шли домой и шили обувь. Дело у братьев спорилось. Они получают в 1851 году две награды на Всемирной выставке, продажи у них растут. Но в 1863 году происходит катастрофа. Рецессия наносит серьёзный удар по производству, а Кларкам приходится искать помощи на стороне. Сначала они просят оказать финансовую поддержку общину квакеров, тем дают им кредит, но на определённых условиях. Условия просты: Сайрус и Джеймс уходят с руководящих постов, а Уильям (младший сын Джеймса) берёт фабрику в свои руки.
Сказано – сделано. Уильям модернизирует производство, внедряет новую фабричную систему, инвестирует средства в новое оборудование. Кредит погашен, а C&J Clark получает вторую жизнь.
В 1883 году C&J Clark выпускают первый обувной силуэт, в котором использовалась технология Hygienic range. Смысл её многим современным людям покажется абсурдным – она позволяла создавать левые и правые ботинки. До неё вся обувь была «прямой», т.е. можно было надеть любой ботинок на любую ногу, разделения на правые и левые не было.
С приходом нового тысячелетия C&J Clark переходит в руки детей Уильяма. Они превращают фабрику в компанию с ограниченной ответственностью, внедряют механизированное производство, открывают сеть магазинов Peter Lord, которая просуществует аж до 90-х годов ХХ века.
Однако настоящий успех приходит к C&J Clark только в 50-е годы ХХ века. Они выпускают культовый силуэт Desert Boot, которому суждено стать неотъемлемой частью многих субкультур. Особенно любимы эти ботинки были на Ямайке. Молодёжная субкультура рудбоев признавала только дорогие вещи, именно они соответствовали статусу настоящего “уличного гангстера”. Интересно, что в те времена полиция могла спокойно арестовать любого молодого человека, у которого на ногах были Desert Boot, поскольку они стойко ассоциировались с местными дебоширами и хулиганами.
Позже “Дезерты” перекочевали в стан регги-музыкантов. Они боготворили эту обувь и не раз упоминали её в своих песнях. Позже культура проникла и в Британию, ассимилировавшись и заимствовав многие аспекты других молодёжных субкультур. Но неизменными оставались “Дезерты”, которые носили Боб Дилан, Стив Маккуин и участники культового коллектива The Beatles.
В последующие десятилетия C&J Clark решили сосредоточиться на своих традициях. Они всё также выпускают качественную и удобную обувь.
В разговоре о Clarks, конечно же, важно упомянуть два культовых силуэта, которые выпускаются маркой по сей день в обновлённом формате. Речь о знаменитых Desert Boot и Wallabee.
Первая модель “Дезертов” появилась в 1950 году, и с тех самых пор она не теряет актуальности. Дизайн разрабатывал Натан Кларк, правнук Джеймса Кларка.
Натан был офицером корпуса Королевской армии. В 1941 году он был переведён в Бирму, но перед отъездом его брат Банкрофт попросил его собрать информацию обо всей обуви, которую Натан увидит. Особенно приглянулись Натану сапоги чукка, имевшие креповую подошву. Эти сапоги носили солдаты, которые служили в Северной Африке. Он быстро узнал, что высокие ботинки из замши изготавливают на базарах в Каире.
Натан тут же зарисовал несколько эскизов и отправил их домой, надеясь, что фабрика тут же приступит к производству. Но фондовый комитет отклонил идею, сославшись на то, что эта обувь никогда не будет продаваться. Однако Натан не сдался, в 1949 году он предлагает свой проект на Чикагской обувной выставке, там его замечает редактор журнала Esquire, а дальше всё как в тумане: статья об «уникальных ботинках», возвращение в Англию, запуск первой партии в США, покорение сердец молодёжных субкультур 50-60-70-х годов.
На волне такого громкого успеха Desert Boot Clarks решают выпустить ещё одну модель ботинок, которая была хоть и столь же необычна, как Дезерты, но совершенно на них не похожа. Речь о Wallabee, которые появились в 1967 году. В основе концепции лежали мокасины, которые носили индейцы США. Суть была в том, чтобы создать обувь, идеально повторявшую силуэт стопы. Wallabee были оснащены гибкой креповой подошвой, которая имела отличное сцепление с поверхностями. При этом подмётка была достаточно мягкой для того, чтобы носитель не терял в маневренности.
Обувь от Clarks отличается от обуви других брендов следующими особенностями:
Clarks часто сотрудничают с именитыми художниками, дизайнерами, музыкантами и другими брендами. Они успели выпустить множество интересных коллаборационных коллекций с такими лейблами, как:
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Москва,
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Санкт-Петербург,