В этой статье мы расскажем о том, какие материалы могут быть использованы для создания более или менее классических мужских шляп. Впрочем, эти же материалы нередко применяют и для мужских и женских дизайнерских головных уборов, так что наша статья, надеемся, будет интересна весьма широкому кругу читателей.
Начнём мы с наиболее традиционного шляпного материала — фетра, который, как вы увидите, бывает очень разным. Затем мы перейдём к соломе, а закончим рассказ описанием шерстяных, хлопковых, льняных и синтетических тканей, которые иногда тоже применяются для пошива шляп.
Фетр (felt) — это довольно редкий ныне материал, который изготавливается из валяной шерсти или валяного меха. Волокна скатывают, прижимают друг к другу и спрессовывают в более или менее однородную и плотную массу — обычно с использованием горячей воды. В результате получается оригинальный материал, который нельзя назвать ни тканью, ни трикотажем. Это фетр, и он отлично подходит для создания шляп, но совершенно не годится, к примеру, для производства костюмов, брюк или носков. Существуют следующие виды фетра:
Если позволяет бюджет, лучше приобретать шляпы из фетра, созданного из меха бобра или бобра и норки, потому что это действительно высококлассные и очень долговечные головные уборы — из серии тех вещей, что нередко передаются по наследству. Они весьма выносливы и к тому же весьма влагостойки и очень приятны на ощупь и на вид. Однако шляпы из фетра из овечьей шерсти или меха кролика либо зайца тоже могут оказаться хорошими вариантами, и стоят они в среднем значительно дешевле. Главное — помнить о том, что разница в цене существует не просто так, и фетр из меха кролика в плане практичности, влагостойкости и долговечности хуже фетра из меха бобра, а фетр из шерсти — хуже фетра из меха кролика или зайца. При этом, однако, стоит заметить, что шляпа из меха кролика всё-таки может оказаться весьма выносливой и прослужить не одно десятилетие.
К сожалению, шляпы высшего класса стоят очень дорого, и при бюджете в 100 долларов, например, про шляпы из меха бобра/норки нужно забыть сразу — но мы вовсе не хотим сказать, что всеми силами надо стремиться значительно увеличить бюджет, особенно если вы пока ещё не уверены, какого дизайна шляпу вам нужно приобрести. Помимо этого, следует заметить, что фетр из овечьей шерсти и из меха кролика бывает разным; попадаются как заряудные, так и очень достойные экземпляры. Кроме того, иногда можно встретить из смеси меха кролика или зайца с мехом бобра, и такой вариант может стать отличным выбором для тех, кто не готов тратиться на шляпу из чистого меха бобра.
Добавим, что высококачественный фетр отличается высокой плотностью — даже в том случае, если он лёгкий. Он должен быть ровным и равномерным как в плане плотности, так и в плане окраса. Кроме того, лучший меховой фетр является гладким и в меру мягким. Наконец, есть ещё один важный нюанс: даже состав типа «100% мех бобра» не гарантирует высокое качество шляпы в целом (здесь можно провести аналогию с другими вещами: никогда нельзя делать далекоидущие выводы о качестве изделия только по одному лишь составу без пояснений и дополнений).
Когда-то именно из этого материала делали высококачественные цилиндры. Считается, что шёлковое покрытие делает цилиндр роскошным и максимально эффектным (в том числе благодаря тому, что этот шёлк можно отполировать до зеркального блеска). В настоящее время шёлк для обивки цилиндров уже не производится, но при желании можно разыскать винтажные или антикварные цилиндры с покрытием из шёлка. Некоторые фирмы ещё осуществляют реставрацию таких шляп, но цены на отреставрированные профессионалом шёлковые цилиндры очень высоки.
В наши дни соломенные шляпы нельзя назвать популярными аксессуарами, но их всё-таки выпускают многие бренды, и они пользуются достаточно ощутимым спросом. Сырьём для соломенных шляп служат стебли и листья самых разных растений — как тех, что растут в тропиках, так и тех, что возделываются в зоне умеренного климата. В этом разделе нашей статьи мы расскажем о наиболее распространённых видах соломы (straw), применяемой для создания шляп. Возможно, не каждый из вошедших в этот раздел материалов корректно называть именно соломой, но мы ориентируемся на терминологию, которую используют многие фирмы и люди.
Это традиционный материал для классической панамы — весьма элегантной летней шляпы, которая очень мало что общего имеет с теми головными уборами, которые нередко называют панамами в России. Строго говоря, toquilla (токийя) — это не пальма, а скорее пальмоподобное растение, но часто её называют именно пальмой. Научное название — Carludovica palmata; кроме того, иногда по отношению к этому растению используют термин jipijapa (джипиджапа). Наконец, изредка даже встречается словосочетание «панамовая пальма» (panama palm), но такой термин, конечно, не является корректным с ботанической точки зрения.
Качественные классические панамы из листьев пальмы toquilla плетут вручную. Есть несколько категорий качества, и чем мельче и изящнее плетение, тем дороже шляпа, потому что тем больше времени уходит на её изготовление (и тем изысканнее она выглядит). Некоторые панамы стоят 5000 долларов и более — вплоть до 40000! Самые высококачественные изделия называют терминами mil fino, ultra-fine и superfino, и на производство одной такой шляпы могут уйти несколько месяцев (иногда более полугода). Все классические панамы делаются в Эквадоре (а вовсе не в Панаме), но завершающий процесс производства в случае с некоторыми фирмами шляп проходит в США, Италии или Испании. «Пальмы», дающие листья для панам, выращиваются в том же Эквадоре; они предпочитают влажный климат, и плантации этих растений располагаются на низменностях вдоль побережья Тихого океана.
При оценке качества классической панамы внимание обращают как на особенности плетения, так и на равномерность окраса и однородность составляющих шляпу полосок. Чем равномернее они окрашены, чем они однороднее, чем больше похожи друг на друга, тем лучше — и тем выше ценится панама. Кроме того, есть зависимость уровня изделия от толщины полосок: чем они тоньше, тем больше времени уходит на производство шляпы, тем дороже она будет стоить и (при прочих равных) изящнее выглядеть.
Наиболее распространённый цвет шляп из листьев пальмы toquilla — бледно-кремовый. Однако попадаются и белые экземпляры, а также пёстрые и цветные панамы. Чаще всего панаму дополняют чёрной лентой, но можно приобрести и модель с красной, синей или какой-нибудь другой лентой. Кроме того, благодаря эластичности волокон растения toquilla нередко попадаются сворачиваемые панамы: их можно свернуть в трубочку и положить в большой карман или сумку. Здесь же стоит заметить, что к числу преимуществ всех панам из этого материала можно отнести лёгкость и воздухопроницаемость.
Этот материал, который ещё именуют словом «сизаль», менее известен, чем солома из листьев пальмы токийя, но он заслуживает внимания. По-английски его называют словами sisal straw или просто sisal. Сырьём для него служат листья агавы биологического вида agava sisalana, которая выращивается во многих странах мира; впрочем, более половины всего сизаля поступает из Бразилии (на втором месте находится Танзания, на третьем — Кения).
Солома из листьев агавы очень лёгкая и пористая; она хорошо «дышит» (пропускает воздух) и сравнительно недорого стоит. Из неё можно сделать симпатичные и комфортные летние шляпы, причём они могут оказаться весьма долговечными. Сравнительно изысканная разновидность сизаля называется «парасизаль» (parasisal); шляпы из этой соломы кажутся менее грубыми, чем шляпы из обычного сизаля. Обе разновидности сизаля можно окрашивать в различные цвета, но наиболее распространены, пожалуй, шляпы из сизаля естественных оттенков.
Солома из конопли (hemp) довольно редко используется для создания шляп, но не является эксклюзивным материалом. Она прекрасно подходит для летних головных уборов, потому что изделия из неё хорошо пропускают воздух и защищают голову от солнца. Кроме того, они лёгкие и достаточно выносливые. Шляпы из конопли могут быть сплетены как вручную, так и с помощью машин.
Иногда для производства шляп используются листья рафии (raffia, raphia) — пальмы, которая растёт на Мадагаскаре и в некоторых других тропических странах (но мадагаскарская считается лучшей). Благодаря смоле, содержащейся в листьях рафии, шляпы из этого материала получаются достаточно мягкими, упругими, гибкими и выносливыми. При соблюдении достаточно простых правил эксплуатации шляпы из рафии могут прослужить весьма долго (иногда более 20 лет); их нельзя назвать ломкими или хрупкими. Многие модели можно сворачивать, что очень удобно.
Изредка солому для головных уборов делают из другого сырья. Не исключено, что вы найдёте хорошие шляпы, сделанные из соломы тех видов, которые мы не рассматривали. Однако здесь стоит сказать, что именитые производители обычно используют указанные выше варианты; остальные виды соломы иногда заслуживают внимания, но относиться к ним стоит, так сказать, со здоровым скептицизмом. Мы бы особо выделили весьма тонко сплетаемую золотистую солому из выращенной по определённым правилам пшеницы, но шляпы из этого материала, известного в шляпной индустрии под названием Milan, встречаются сегодня крайне редко (термин Milan давно уже используется некорректно).
Кроме того, конечно, стоит упомянуть солому из бумаги — довольно популярный материал, который может быть использован и для производства стильной шляпы с хорошим соотношением цены и качества. Разумеется, термин «солома из бумаги» является весьма спорным, но так как сегодня многие де-факто бумажные шляпы называют соломенными, мы решили рассказать о бумаге в разделе про солому.
Это может звучать странно, но факт остаётся фактом: шляпы из бумаги (paper) не являются редкостью и могут стоить весьма ощутимых денег. Однако следует иметь в виду, что в данном случае речь идёт не об обычной бумаге типа той, что используется для печати или письма, а о специальных разновидностях бумаги, подходящих для создания головных уборов. Впрочем, сразу же нужно сказать, что шляпы по-настоящему высокого класса из бумаги не делаются.
Среди разновидностей пригодной для производства шляп бумаги стоит упомянуть шантан (shantung). Да, строго говоря, это бумага, но бумага достаточно долговечная и к тому же очень лёгкая. Как заявляет американский бренд шляп Stetson, солома shantung сравнима по долговечности с соломой из листьев пальмы токийя. С другой стороны, нам встречались и скептические мнения об этом материале. Иногда говорят, что он плохо переносит воздействие влаги (дождя и даже пота), но влагостойкость можно значительно улучшить с помощью специального защитного покрытия (к примеру, тефлонового; это верно и по отношению к ряду других соломенных шляп). Впрочем, такое покрытие отрицательно сказывается на воздухопроницаемости, а порой и на внешнем виде и/или тактильных ощущениях.
Другая разновидность применяемой для создания шляп бумаги носит название бангора (bangora). Её полоски сплетают не так, как полоски шантана. Иногда характерный для шляп из бангоры вид плетения называют банкогским (Bangkok weave), но при этом стоит иметь в виду, что термин Bangkok могут употреблять и по отношению к соломе не из бумаги, а из пальмовых листьев — более качественной и дорогой.
Добавим, что если вы намереваетесь приобрести шляпу из бумаги, лучше выбрать изделие от бренда с хорошей репутацией — и в идеале такое, о котором есть ряд хороших отзывов. Особо внимательно стоит отнестись к покупке шляпы из смеси бумаги с синтетикой — да, попадаются и такие экземпляры. В целом, как нам удалось выяснить, лучше отдавать предпочтение шляпам из классической соломы — например, из листьев рафии, токийи или агавы.
Для полноты картины стоит сказать, что некоторые соломенные шляпы частично или даже полностью сделаны из синтетики. Её единственный плюс в данном случае — низкая цена. Выглядят такие шляпы, как правило, не очень-то благородно, и они могут оказаться не особенно комфортными и к тому же весьма посредственными на ощупь.
Классические шляпы обычно делаются из фетра и соломы, а не из тканей. Однако шляпы из тканей всё же встречаются, причём их выпускают многие бренды. Такие модели обычно являются мягкими, и зачастую их можно легко свернуть или сложить. Степень формальности у них чаще всего минимальная, а внешность мы бы назвали непритязательной. Впрочем, это не означает, что шляпы из тканей являются второсортными головными уборами: в неформальной обстановке они могут выглядеть очень гармонично и стильно. Кроме того, они нередко являются практичными и удобными.
Все шляпы из тканей можно разделить на две группы: зимние и летние. Классические зимние модели обычно делают из твида, а летние — из льна, хлопка или смесовых тканей.
Для производства мягких и тёплых шляп используют твидовые ткани (tweed fabrics). Весьма качественный и добротный твид делают в Великобритании и Ирландии, но образцы из Италии тоже могут быть весьма достойными. Классический твид всегда ткут из 100% шерсти; кроме того, попадаются варианты из смеси шерсти и кашемира. Твид из шерсти с добавлением синтетики ценится ниже и не является классическим.
Знатоки нередко особо выделяют твид Хэррис (Harris Tweed), который создаётся на ручных станках — и только на островах, расположенных неподалеку от побережья Шотландии. Впрочем, не всем этот вариант твида нравится на ощупь — и здесь же, кстати, стоит заметить, что хотя твидовые шляпы чаще всего являются мягкими по форме и силуэту, их поверхность не является бархатистой и может показаться грубоватой.
Летние мягкие шляпы с минимальным уровнем формальности могут быть сделаны из хлопковых или льняных тканей (cotton fabrics, linen fabrics). Иногда используются ткани из смеси льна и хлопка; иногда к хлопку или льну добавляют синтетику. Разумеется, качество всех упомянутых тканей варьируется. Классикой являются полностью натуральные материалы, и в большинстве случаев шляпы именно из них будут оптимальным выбором, так как синтетику добавляют чаще всего ради экономии.
Здесь же нужно сказать, что иногда хлопковую ткань обрабатывают воском, чтобы сделать её влагостойкой. Следует иметь в виду, что восковое покрытие изменяет внешность материала и его тактильные свойства, а зачастую ещё и придаёт ему характерный запах.
Из синтетики могут быть сделаны как мягкие шляпы, так и достаточно жёсткие экземпляры. Использование синтетических тканей может быть оправдано, если надо получить влагостойкую шляпу, которая не промокает в дождь. Лучшие синтетические ткани очень практичны, долговечны и довольно комфортны, но есть и откровенно посредственная синтетика. Как бы то ни было, в случае с мягкой летней влагостойкой шляпой именно хорошая синтетическая ткань может оказаться оптимальной, потому что она, скажем так, менее специфическая, чем вощёная / жированная ткань из 100% хлопка.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Москва,
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Санкт-Петербург,