В этой статье мы расскажем о том, как устроен мужской пиджак — или, другими словами, о различных составных частях и элементах пиджака. Начнём с воротника и постепенно спустимся к шлицам; не забудем и про пуговицы, пуговичные петли, карманы, подкладку и даже прокладку (бортовку или клеевую). Информации про каждый элемент не очень-то много, но таков уж формат нашего материала: если мы подробно рассказывали про виды и особенности каждой части пиджака, получилась бы не столько статья, сколько электронная книга.
Начнём с самого верхнего элемента пиджака — с воротника (collar). Воротники классических пиджаков различаются по величине и силуэтам, но в то же время какие-либо конкретные их разновидности обычно не выделяются. Впрочем, необходимо всё же упомянуть шалевый воротник (shawl collar), составляющий единое целое с лацканами и обладающий округлым силуэтом. Он встречается на некоторых классических смокингах, а также на некоторых дизайнерских пиджаках.
Добавим, что на пиджаках высокого класса воротники пришиты вручную. Впрочем, стоит заметить, что пиджаки с воротниками, пришитыми на машинке, могут сидеть отлично и быть качественными и комфортными.
Лацканами (lapels) именуют отогнутые элементы передних частей пиджака. Они примыкают к воротнику или составляют с ним единое целое. Во втором случае их называют шалевыми (shawl lapels). Если же лацканы «независимы» от воротника, то между ними и воротником всегда имеется выступ. Иногда этот выступ очень маленький (порой почти нулевой), и верхние концы лацканов оказываются заострёнными, причём их ширина больше ширины воротника; в этом случае к лацканам применим термин «заострённые» или «острые» (peak / peaked lapels). Если же выступ довольно ощутимый, то используется термин «лацканы с выступами» (notch / notched lapels или step / stepped lapels). Концы лацканов в этом случае могут быть обращены в сторону, вниз или вверх. Мы бы сказали, что лучше всего, когда они обращены хотя бы немного вверх, но вообще это дело личных предпочтений.
Ширина лацканов варьируется от очень маленькой до очень внушительной. Она должна более или менее гармонировать с вашей фигурой, а также с масштабом воротника рубашки и шириной галстука. Таблиц соответствия с указаниями конкретных диапазонов значений, конечно, нет, но при выборе одежды стоит обращать внимание на подобные нюансы. Чрезвычайно широкие или чрезвычайно узкие лацканы будут плохим выбором в любом случае.
Высокое размещение раскепа характерно для некоторых современных пиджаков, которые не являются максимально консервативными; высоко размещать раскеп любят итальянцы. Низкое размещение характерно для некоторых старых пиджаков. Золотой серединой можно назвать выступ между воротником и лацканом, который находится примерно на уровне плеч — на уровне воображаемой линии, которую можно провести от одного плечевого шва к другому. Однако, разумеется, возможны и допустимы отклонения. Здесь можно заметить, что на итальянских пиджаках высоко расположенный раскеп встречается чаще, чем на английских и американских.
Помимо этого, стоит сказать, что чаще всего лацканы пиджаков являются прямыми, но иногда встречаются изогнутые, выпуклые экземпляры. Они выглядят более эффектно и могут привлекать внимание, придавать пиджаку немного претенциозной вид.
По краям лацканов нередко идёт так называемая вспушка (pick-stitching), представляющая собой шов с прерывистыми маленькими стежками. Если вспушки нет, ничего страшного, но всё же вспушка несколько оживляет лацканы и во многих случаях желательна. Выполняют вспушку либо самым традиционным методом (иголкой и ниткой, полностью вручную), либо при помощи машинок. Второй вариант сегодня встречается гораздо чаще первого. Ручная вспушка, разумеется, обходится дорого, но она может выглядеть более изысканно и деликатно, чем машинная. Здесь же можно сказать, что для вспушки могут использоваться как обычные машинки, так и машинки, имитирующие ручные швы.
Плечи пиджаков (shoulders) можно классифицировать по очертаниям, конструкции, наполнителю (padding). Мы бы особо выделили следующие разновидности плеч:
Добавим, что этот список разновидностей не является исчерпывающим. Бывают и другие варианты. Кроме того, следует заметить, что к плечам того или иного пиджака могут быть применимы сразу два или даже три термина из числа упомянутых выше.
То место, где рукав (sleeve) соединяется с основной частью пиджака, называется проймой (armhole). Проймой можно именовать и то отверстие, в которое вы просовываете руку, когда надеваете пиджак. Лучшие пиджаки могут похвастать ручными швами в проймах, но если все швы сделаны на машинках, а пиджак недорогой, это совершенно нормально.
Проймы могут быть высокими (узкими) и низкими (широкими). Первый вариант считается более предпочтительным, чем второй, так как он обеспечивает большую свободу движений и больший уровень комфорта. Когда вы поднимаете руки в пиджаке с высокими проймами, пиджак в меньшей степени поднимается вслед за ними или вовсе не поднимается. Однако необходимо принимать во внимание и особенности вашей фигуры, толщину ваших рук. Некоторым людям нужны пиджаки с широкими проймами, так как узкие проймы для них некомфортны. Кроме того, стоит заметить, что широкие проймы обеспечивают в среднем более высокий уровень циркуляции воздуха. Проще говоря, в пиджаке с узкими/высокими проймами легче вспотеть.
Рукава пиджака различаются по крою и, в частности, по степени зауженности. Важно, чтобы крой рукава более или менее соответствовал параметрам вашей руки, чтобы рукав не смотрелся слишком широким или слишком узким, и чтобы он нормально сидел по всей длине.
На рукавах практически всех пиджаков имеются манжеты (cuffs). На манжетах размещены пуговицы и — в большинстве случаев — пуговичные петли. Если петель нет, ничего страшного, но о высоком уровне пиджака говорить явно не приходится, и выглядят манжеты без петель весьма простенько. Если петли есть, то они могут быть прорезанными или непрорезанными. Иногда непрорезанные петли можно прорезать, то есть сделать рабочими. На фабриках они прорезаются далеко не всегда, потому что возможности по подгонке длины рукава с уже прорезанными петлями скромны или — если речь идёт о пиджаке в крупную клетку — практически отсутствуют.
На некоторых пиджаках на манжетах нет ни пуговиц, ни петель, однако набор пуговиц для манжет идёт в комплекте. Предполагается, что рукава будут подогнаны необходимым образом, а затем будут пришиты пуговицы и созданы петли — ровно в тех местах, где вы считаете нужным, и ровно таким образом, каким вы считаете нужным (к примеру, в некоторых ателье можно заказать петли, обмётанные вручную, но это дорогое удовольствие).
Бортами называют передние части пиджака — те, на которых расположены лацканы и карманы. В зависимости от размещения пуговиц на бортах пиджак может быть однобортным (single-breasted) или двубортным (double-breasted). При этом на самом деле бортов на пиджаке всегда два, но в случае с однобортными пиджаками пуговицы находятся только на одном из бортов, а в случае с двубортными — на обоих бортах.
Стоит заметить, что при прочих равных двубортный пиджак несколько теплее и несколько официальнее однобортного. Кроме того, имейте в виду, что носить двубортный пиджак расстёгнутым не принято.
Грудью (chest) называют ту часть пиджака, которая прикрывает грудь его владельца. Юбкой (skirt) именуется та часть изделия, которая находится ниже талии (waist). Грудь может быть как гладкой (без «лишней» / дополнительной ткани), так и задрапированной. Во втором случае в области груди имеется своего рода «запас», некий напуск ткани, причём он невелик и выглядит более или менее естественным образом. Американцы и англичане называют его словом drape — драпировка. Такая драпировка может сделать владельца пиджака визуально более мужественным и мускулистым, если, конечно, пиджак скроен умело. Визуальное увеличить грудную клетку владельца пиджака может и так называемая выпуклая грудь пиджака, которая (в отличие от плоской груди) слегка округляется от талии до проймы.
Юбка пиджака может быть прямой, расклешённой (расширяющейся книзу) или облегающей. Края юбки могут быть практически прямыми или скошенными, в той или иной степени закруглёнными.
Подкладка (lining) присутствует почти во всех пиджаках, но далеко не всегда она является полноразмерной (full lining / fully-lined jacket). Сегодня нередко встречаются пиджаки, оснащённые «половинной» подкладкой (half-lined) или «четвертной» (quarter-lined). Имеются и изделия с подкладкой только в рукавах. Изредка подкладки нет даже в рукавах, но надо заметить, что такого рода изделия обычно не очень приятно надевать.
Подкладку можно вшить в пиджак вручную или на машинке. В подавляющем большинстве случаев используются машинки, но нередко они имитируют ручные стежки. Подкладку, подшитую снизу вручную, можно распознать по обычным «одинарным» стежкам с довольно большим расстоянием между ними; если подкладка пришита на машинке, имитирующей ручную работу, стежки в этом месте являются как бы двойными и достаточно свободными. Чаще всего, впрочем, используются обычные машинки, делающие обычные и очень плотные стежки. Считается, что ручные и псевдоручные стежки в данном случае увеличивают уровень комфорта, но разница не особенно велика.
На некоторых дорогих пиджаках подкладка пришита почти полностью на машинке, но исключением являются проймы: в этих местах её пришивают по-настоящему вручную чаще, чем в остальных. Ручные швы в проймах положительно сказываются на уровне комфорта.
Внутри пиджака вы можете увидеть не только подкладку, но и основную ткань пиджака. Из неё делается так называемый подборт — элемент изделия, в ряде случаев соприкасающийся с подкладкой (если подкладки в основной части пиджака нет, то подборт соприкасается с подкладкой только в некоторых местах; как бы то ни было, он имеется даже в пиджаках, сделанных вообще без подкладки). Ширина подборта заметно варьируется от пиджака к пиджаку. Иногда он весьма узкий, иногда очень широкий. Следует добавить, что подборт не составляет единое целое с бортом; он выкраивается отдельно и затем сшивается с бортом.
Бортовка (canvas) — это важный элемент классического пиджака высокого уровня. Она размещается в передней части пиджака — между внешней (основной) тканью и подкладкой; в рукавах и в задней части пиджака бортовки нет. Для изготовления бортовки могут использоваться шерсть, конский волос, лён и другие материалы (обычно натуральные). В пиджаках высокого класса присутствуют несколько слоёв бортовки — вплоть до пяти. При помощи бортовки пиджаку придаются нужные форма и структура; его передняя часть становится трёхмерной (особенно это касается области груди).
В самые лучшие пиджаки бортовку вшивают полностью вручную, и это трудоёмкий и долгий процесс. Чаще для вшивания бортовки используются специальные машинки, но с их помощью нельзя добиться максимально элегантного вида (впрочем, эти нюансы важны лишь для очень немногих людей).
Бортовка может быть полноразмерной (full canvas) и половинной (half canvas). Пиджаки с полноразмерной бортовкой обозначаются термином fully-canvassed, а пиджаки с половинной бортовкой — термином half-canvassed. Разумеется, половинная бортовка обходится дешевле полноразмерной, и поэтому оснащённые ей пиджаки в среднем дешевле. Однако ориентировать только на цену ни в коем случае не стоит, потому что у некоторых весьма раскрученных брендов можно найти очень дорогие пиджаки лишь с минимальной бортовкой — chest piece, и к ним нельзя применить даже термин half-canvassed.
Упомянутый выше chest piece находится в области груди и придаёт форму соответствующему месту пиджака; в лацканы он не заходит и ниже верхней пуговицы обычно не спускается. Классическая половинная бортовка заходит в лацканы и спускается ниже верхней пуговицы, но заканчивается выше нижней пуговицы. Полноразмерная бортовка заходит в лацканы и идёт от плеч до самого низа пиджака.
В большинстве современных пиджаков есть только небольшая бортовка chest piece (в некоторых случаях отсутствует и она). Чтобы сравнительно недорогой по себестоимости пиджак казался более или менее структурированным, его борта проклеиваются: изнутри к ним приклеивают специальный материал (fusible). Соответствующая конструкция пиджака обозначается термином fused. Качество и характеристики клеевых материалов варьируются довольно широко. Худшие варианты могут со временем деградировать, и на передней части пиджака появятся пузырьки. Лучшие варианты весьма надёжны, но стоит добавить, что клеевые материалы могут негативно сказываться на воздухопроницаемости пиджака и иногда делать пиджак слишком жёстким, порой немного «картонным» на вид или же просто, как иногда говорят, «безжизненным». Другими словами, клеевые материалы являются заменителями, но не стопроцентными аналогами классической бортовки (canvas).
Пуговицы (buttons) имеются на любом пиджаке, но их количество варьируется. На манжете рукава пиджака может быть от одной до пяти пуговиц; изредка — на некоторых максимально неформальных моделях — пуговиц нет вообще, но в этом случае выделять манжет было бы странно. Современные пиджаки чаще всего оснащаются рукавами с четырьмя пуговицами.
Чаще всего на передней части однобортного пиджака имеются две или три пуговицы; пиджаки с четырьмя пуговицами были популярны несколько десятилетий назад, но сегодня являются большой редкостью, и мы бы их покупать не рекомендовали.
О пиджаках с тремя пуговицами следует рассказать подробнее. Есть два варианта таких пиджаков: «истинные трёхпуговичные» и 3-roll-2. Первые можно застегивать на две верхние пуговицы, и все три пуговицы и три петли на них хорошо видны. Вторые застёгиваются только на среднюю пуговицу, а верхняя пуговица частично или полностью скрыта лацканом, который на неё заглаживается. Мы бы сказали, что в большинстве случаев пиджаки 3-roll-2 предпочтительнее «истинных трёхпуговичных» пиджаков. Пиджаки с двумя пуговицами, которые сегодня наиболее популярны, тоже чаще всего являются хорошим выбором. Пиджаки с одной пуговицей встречаются редко и нравятся не всем.
На передней части двубортного пиджака могут присутствовать шесть пуговиц или четыре пуговицы. Шестипуговичные двубортные пиджаки могут застёгиваться на одну, две или три пуговицы (в зависимости от модели), а четырёхпуговичные обычно можно застегнуть на две пуговицы. Нижнюю пуговицу часто оставляют расстёгнутой, но при желании на двубортных пиджаках её можно и застёгивать, как это делает принц Чарльз (более того, герцог Виндзорский нередко застёгивал свои двубортные пиджаки только на нижнюю пуговицу). Здесь же заметим, что для описания двубортных пиджаков специалисты употребляют обозначения 6х2, 4х2, 4х1, 6х1, 6х3. Первая цифра в данном случае обозначает общее количество пуговиц на двубортном пиджаке, а вторая — количество «рабочих» пуговиц, то есть тех пуговиц, которые можно застегнуть.
Позицию (расположение) пуговиц на передней части пиджака называют термином button stance. Один из наиболее классических вариантов предполагает размещение той пуговицы, на которую пиджак застёгивается, на сантиметр ниже естественной талии владельца пиджака. Однако более высокая застёжка может сделать владельца пиджака визуально немного более стройным и высоким. Как бы то ни было, упомянутая пуговица должна находиться вблизи естественной талии владельца пиджака; под талией понимается самое узкое место торса (в скобках заметим, что речь идёт о средней пуговице на трёхпуговичных или шестипуговичных пиджаках, о верхней пуговице на двухпуговичных или четырёхпуговичных и о единственной пуговице на однопуговичных моделях).
Добавим, что пуговицы на пиджаках могут быть пришиты вручную или на машинке. Очень желательно, чтобы под пуговицей была прочная «ножка» («черенок») из ниток. Подобные «ножки» можно сделать как вручную, так и с помощью специальных машинок.
На пиджаках петли (buttonholes) могут находиться в трёх местах. Всегда есть хотя бы одна петля на полочке (борте), то есть на одной из передних частей пиджака. Часто бывают петли на манжетах рукавов. Кроме того, на большинстве пиджаков есть петля на правом лацкане (но когда пиджак надет, этот лацкан располагается рядом с вашей левой рукой). Такую петлю иногда ещё называют петлицей. Если она прорезана, в неё можно продеть цветок (бутоньерку), но мужчины, которые носят бутоньерку, сегодня практически не встречаются. Если вы всё же планируете носить бутоньерку, очень желательно, чтобы на оборотной стороне лацкана была специальная дополнительная петля для стебля. Чаще всего такая петля отсутствует, но при желании её можно сделать самостоятельно.
Следует добавить, что петли могут быть обмётаны на машинке или вручную. Важно, чтобы обмётка была аккуратной. Хорошие ручные петли выглядят элегантнее хороших машинных, но в плане долговечности у них едва ли есть значимое преимущество. Как бы то ни было, на подавляющем большинстве пиджаков петли обмётаны на машинке, потому что ручная обмётка петель сильно увеличивает себестоимость. На некоторых пиджаках вручную обмётана только та петля, что находится на лацкане.
Кроме того, заметим, что петли могут быть обмётаны с глазком или без глазка. Глазком называется округлый вырез, расположенный на одном из концов петли. Основные петли на передней части пиджака — те, что предназначены для пуговиц, на которые можно застегнуть пиджак — всегда обмётываются с глазком (вручную или на специальных машинах). Рабочие петли на рукавах тоже должны обмётаны с глазком, а вот декоративные петли могут быть обмётаны без глазка.
Петли на лацкане обычно обмётываются без глазка, но бывают исключения. На наш взгляд, машинная петля с глазком на лацкане выглядит не очень-то хорошо, но в то же время в ней нет ничего объективно плохого.
Что такое карманы (pockets), знает каждый. Практически на всех пиджаках имеются как внутренние, так и внешние карманы. Количество внутренних карманов варьируется от двух до пяти, хотя мы не слишом удивимся, если вы скажете, что видели какой-то пиджак с одним внутренним карманом или с шестью внутренними карманами. Размеры этих карманов, конечно, тоже варьируются. Застёжки на внутренних карманах пиджаков бывают далеко не всегда; если они есть, то чаще всего имеют вид пуговиц.
Теперь перейдём к внешним карманам. Те из них, что находятся в нижней части пиджака, могут быть выполнены в одной из четырёх конструкций:
Клапаны на карманах при прочих равных уменьшают степень официальности изделия. Прорезные карманы без клапанов считаются наиболее официальными; прорезные карманы с клапанами менее формальны, но превосходят по официальности накладные карманы.
Чаще всего края карманов располагаются более или менее параллельно нижнему краю пиджака и, соответственно, земле. Однако на некоторых пиджаках имеются скошенные карманы (slanted pockets). Они являются, в частности, характерной чертой классического британского пиджака для верховой езды — hacking jacket. Угол наклона таких карманов может быть как небольшим, так и значительным. В случае с классическим британским пиджаком для верховой езды скошенные карманы всегда дополняются клапанами (тоже скошенными), и поэтому скошенные карманы с клапанами нередко называют термином hacking pockets. Мы бы сказали, что это более узкое понятие, чем slanted pockets, но в то же время стоит заметить, что пиджаки со скошенными карманами без клапанов нам пока не попадались.
Нагрудный карман (breast pocket, chest pocket) чаще всего является прорезным, но пиджаки с накладными нагрудными карманами тоже существуют. Такой карман предназначен исключительно для нагрудного (декоративного) платка; ручки и линейки класть в него не рекомендуется. Нагрудный карман может быть простым по форме (скошенным или, что нежелательно, паралелльным полу) либо более замысловатым — с плавным изгибом. Карман с плавным изгибом иногда называют лодочкой (barchetta). Изредка нагрудный карман снабжается клапаном.
На некоторых пиджаках присутствует четвёртый внешний карман, который располагается над одним из нижних карманов. Его называют билетным (ticket pocket). По размеру он несколько уступает двум более нижним карманам. Его можно использовать для хранения плоских мелочей типа билетов и бумажек.
Вытачками (darts) именуются довольно длинные вертикальные швы на передней части пиджака, которые создаются ради того, чтобы приталить изделие, то есть сделать его более узким в области талии. Ткань как бы забирают внутрь с обеих сторон разреза, после чего зашивают разрез изнутри. Сегодня особенно часто встречаются пиджаки с четырьмя вытачками, но на некоторых моделях вытачек только две. Существуют и пиджаки без вытачек, однако встречаются они очень редко и весьма просторны в талии.
Шлицами (vents) называют разрезы на спинке пиджака. Существуют пиджаки без шлиц (ventless), с центральной шлицей (расположенной посередине нижней части спинки), а также с двумя шлицами (расположенными по бокам спинки). Пиджаки без шлиц являются редкостью, и нравятся они далеко не всем мужчинам. Как бы то ни было, следует заметить, что на самых классических смокингах шлиц нет; с другой стороны, смокинги с двумя шлицами считаются допустимыми. Обычные костюмные и непарные пиджаки с двумя шлицами, конечно, тоже считаются допустимыми, равно как и их собратья с одной шлицей или вообще без шлиц.
Следует добавить, что на рукавах почти всех пиджаков тоже есть шлицы; именно вдоль них пришиваются пуговицы и обмётываются пуговичные петли. Если рукава планируется сильно укорачивать «снизу», подумайте, не станут ли шлицы слишком короткими после укорачивания.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Москва,
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineclub.ru
Санкт-Петербург,