Стать нашим автором

Строение и элементы шляпы

Время чтения: 26 минут

В описаниях различных шляп и в статьях о них используются некоторые достаточно специфические термины, и поэтому мы решили сделать отдельный материал, посвящённый устройству шляпы — её анатомии, если можно так выразиться. Вероятно, после изучения этой статьи у вас появится более полное представление не только о строении шляп, но и различиях между многочисленными моделями этих аксессуаров. Кроме этого большого материала, у нас есть статья, озаглавленная «Словарь: строение и классификация мужских шляп» — там вы можете прочитать все сложные обозначения, которые попадаются в интернет-магазинах шляп.

Оглавление:

Тулья (crown)

Этим термином обозначают ту выпуклую часть шляпы, которая находится на голове (и, как правило, частично над головой), когда шляпа надета. Силуэт у тульи может быть как очень чётким, выраженным и неизменным, так и относительно мягким, в некоторой степени изменяемым. Классическим примером первого варианта является тулья котелка (bowler hat, coke), а второго — тулья мягкой шляпы bucket hat, которая может быть сделана из шерстяной, хлопковой или льняной ткани. Разумеется, есть и «промежуточные» варианты: к примеру, тульи федоры (fedora) и трилби (trilby) можно немного менять по-своему вкусу, но они всё же выглядят довольно структурированными, пусть и не настолько строгими, как тульи котелка или цилиндра (top hat).

Мы бы сказали, что чем мягче и податливее тулья, тем в среднем неформальнее шляпа, но бывают и исключения. К примеру, у канотье (boater, canotier) очень жёсткая тулья, и при этом данная шляпа не относится к числу самых строгих.

Строение и элементы шляпы тулья котелка
Котелок с жёсткой тульей
Строение и элементы шляпы тулья котелка
Федора с мягкой тульей
Строение и элементы шляпы тулья мягких моделей
Неформальная шляпа с мягкой тульей
Строение и элементы шляпы тулья канотье
Канотье с жёсткой тульей

Следует добавить, что поверхность тульи может быть как совершенно плоской (примеры: цилиндр и опять же канотье), так и очень округлой (пример — котелок) или же немного скруглённой (здесь в качестве примера можно привести ковбойскую шляпу, cowboy hat). Есть и другие разновидности, иногда довольно оригинальные. Ниже представлен довольно длинный список существующих силуэтов тульи, причём он, скорее всего, не является исчерпывающим.

  • Cattleman — высокая и немного скруглённая тулья, снабжённая одним углублением, находящимся в центре, а также двумя другими углублениями, расположенными по бокам. Такая тулья характерна для ряда ковбойских шляп.
  • Diamond — тулья, напоминающая бриллиант или ромб, если смотреть на неё сверху. Углубление в такой тулье является ромбовидным или, фигурально выражаясь, бриллиантовидным. Оно образует четырёхугольник, стороны которого могут быть равны друг другу; впрочем, в ряде случаев передние стороны данного четырёхугольника значительно длиннее задних сторон.
  • Gus — высокая в целом тулья, которая спереди заметно ниже, чем сзади; её высота плавно увеличивается по направлению к затылку владельца шляпы. На тулье gus есть три углубления: одно из них идёт через центр тульи от одного её края до другого; два других углубления расположены по бокам от него. Эту тулью можно увидеть на некоторых ковбойских шляпах; иногда её называют подвидом вышеописанной тульи cattleman.
  • Flat top crown — это строго цилиндрическая тулья, обладающая плоской поверхностью. Углублений в данном случае нет. В качестве примеров шляп с тульей такого рода можно привести канотье и цилиндр.
  • Open crown — относительно мягкая и более или менее округлая тулья. Углублений в ней нет, но предполагается, что покупатель шляпы создаст их сам, то есть несколько подстроит шляпу под свой вкус. Следует заметить, что open crown — это не то же самое, что round crown, хотя кое-кто и считает эти термины взаимозаменяемыми.
  • Optimo crown — почти цилиндрическая по форме тулья с относительно (но не абсолютно) плоской поверхностью и узким и длинным выступом, который проходит поперёк этой поверхности и спускается на бока тульи. Тулья такого типа характерна для тех классических панам (шляп из листьев пальмы Токийя), которые можно сворачивать.
  • Round crown — округлая и жёсткая тулья, в которой нет углублений. В отличие от open crown, создание углублений владельцем шляпы здесь не предполагается. Классическим примером шляпы с тульей round crown является котелок.
  • Teardrop crown — тулья своеобразной формы; если посмотреть на неё сверху, то могут возникнуть ассоциации со слезинкой или каплей. Эта тулья плавно расширяется по направлению к затылку владельца шляпы; сзади она более округлая и более широкая, чем спереди. Кроме того, в её верхней части присутствует углубление в форме слезинки.
  • Telescope crown — «телескопическая» тулья, типичная для шляпы «пирожок», которую англичане и американцы называют словами pork-pie hat. Тулья «пирожка» напоминает цилиндр и обладает в целом довольно плоской поверхностью, однако в этой поверхности присутствует углубление, проходящее вдоль всего её края.
Строение и элементы шляпы тулья Cattleman
Ковбойская шляпа с тульей Cattleman
Строение и элементы шляпы тулья Diamond
Трилби с тульей Diamond
Строение и элементы шляпы тулья Gus
Ковбойская шляпа с тульей Gus
Строение и элементы шляпы тулья Flat top crown
Цилиндр с тульей Flat top crown
Строение и элементы шляпы тулья Open crown
Федора с тульей Open crown
Строение и элементы шляпы тулья Optimo crown
Панама с тульей Optimo crown
Строение и элементы шляпы тулья Round crown
Котелок с тульей Round crown
Строение и элементы шляпы тулья Teardrop crown
Федора с тульей Teardrop crown
Строение и элементы шляпы тулья Telescope crown
Трилби с тульей Telescope crown

Стоит добавить, что углубления, которые мы уже неоднократно упоминали выше, и которые присутствуют в тульях федоры, трилби и некоторых других шляп, по-английски могут называть словами crease и pinch. Первый термин обычно применяется по отношению к более или менее фиксированным углублениям в верхней части тульи, а второй — по отношению к модифицируемым углублениям на боках тульи (впрочем, углубления в верхней части тульи иногда тоже можно модифицировать). Кроме того, здесь же заметим, что тулья с одним или несколькими углублениями может обозначаться термином creased crown.

Классическими примерами шляп, углубления на которых можно модифицировать, являются федора и трилби, а вот углубления в тульях «пирожка» и хомбурга (homburg) обычно изменениям не подлежат. Углубление на хомбурге проходит от одного края тульи до другого через её центр, и по-английски его именуют словосочетаниями center crease и center dent. Тулья с таким углублением называется термином centerdent crown (center dent crown). Особо заметим, что подобное углубление можно встретить и на других моделях шляп; в некоторых случаях оно сочетается с углублениями другого рода, которые нередко можно «настраивать» по своему вкусу.

Добавим, что свой термин есть и для шляпы с двумя углублениями на передней части тульи — pinch front hat. Эту конфигурацию углублений можно встретить, например, на некоторых ковбойских шляпах. Общее число углублений в случае с такими шляпами обычно равно трём.

Лента (band / ribbon) и бант (bow)

Лента, опоясывающая нижнюю часть тульи, есть на всех классических шляпах; она представляет собой полоску ткани, которая может быть как очень широкой, так и очень узкой. Иногда вместо тканой ленты используется своего рода шнурок — текстильный или кожаный; это может быть и просто верёвка или же ремешок из кожи или другого материала. Соответствующие модели шляп являются неформальными и со строгой одеждой точно не сочетаются.

Строение и элементы шляпы широкая лента
Трилби с широкой лентой
Строение и элементы шляпы узкая лента
Ковбойская шляпа с узкой лентой

Следует добавить, что опоясывающий тулью элемент по-английски называется band или hat band. Если речь идёт о тканой ленте, то по отношению к ней нередко применяют и термин ribbon. Классическим материалом для шляпной ленты является grosgrain — ткань в рубчик. Она может быть сделана из полиэстера (polyester), вискозы (viscose), натурального шёлка (silk) и некоторых других материалов.

Строение и элементы шляпы лента
Лента из вискозы на шляпе

Одни шляпы оснащаются узкими лентами, а другие — широкими. В частности, узкие ленты характерны для трилби, а широкие — для федоры. Особо отметим, что и тканые ленты, и шнурки, и ремешки на тулье имеют исключительно декоративное значение. Это же верно и по отношению к бантам (bow), располагающимся на очень многих шляпных лентах. Классические шляпы оснащаются лентами с неброскими бантами, но вот на дизайнерских изделиях банты могут быть и яркими, даже кричащими. Некоторые фирмы дополняют банты своими логотипами, причём часто эти логотипы являются контрастными, что, как мы считаем, выглядит не очень хорошо.

Перья (feathers)

Подобно лентам с бантами, перья используются исключительно с целью украшения шляпы. Крепятся они к тулье / ленте — и чаще всего являются съёмными. Строгие классические шляпы перьями не оснащаются; в случае с дизайнерскими шляпами перья могут быть очень яркими и специфическими. Ассортимент перьев сегодня весьма широк, и при желании можно приобретать перья отдельно от шляпы и менять их в зависимости от настроения и ситуации.

Строение и элементы шляпы перья
Шляпа трилби с пером

Поля (brim)

Поля находятся в нижней части шляпы, и когда шляпа надета, они размещаются не над вашей головой и не на голове, а вокруг головы. Существуют шляпы как с широкими полями (wide brim), так и с полями небольшой ширины (narrow brim, short brim). Очень узкие поля иногда обозначают термином stingy brim.

Строение и элементы шляпы широкие поля
Ковбойская шляпа с широкими полями
Строение и элементы шляпы средние поля
Федора со средними полями
Строение и элементы шляпы узкие поля
Пирожок с узкими полями

Поля могут быть фиксированными, достаточно жёсткими и строгими на вид или же довольно мягкими, а то и очень мягкими, «настраиваемыми», регулируемыми. Поля первого типа характерны для самых строгих шляп (цилиндра, котелка, хомбурга); «настраиваемые» и относительно мягкие поля можно встретить как на шляпах, сочетаемых со многими костюмами и пальто (на федорах, например), так и на совершенно неформальных моделях типа bucket hats. «Настраиваемые» поля американцы и англичане именуют термином snap brim. Их можно опускать и приподнимать в разных местах. Как правило, они опущены спереди и приподняты сзади. Поля такого типа являются одной из характерных черт федоры, но их можно увидеть и на некоторых других шляпах, включая трилби.

Строение и элементы шляпы нерегулируемые поля
Котелок с нерегулируемыми полями
Строение и элементы шляпы регулируемые поля
Федора с регулируемыми полями

Нижняя сторона полей по-английски называется underbrim. Края полей (edges) могут быть обработаны различными способами. В списке ниже указаны варианты обработки краёв; здесь же заметим, что обработка/отделка краёв полей шляпы по-английски обозначается терминами brim binding и brim edging. Имейте в виду, что к одному и тому же краю полей иногда применимы сразу два или три термина из приведённого нами списка.

  • Bonded edge — край полей подвёрнут и зафиксирован в требуемом положении с помощью клея. Одна из классических технологий предполагает не только подклеивание краёв полей, но и их последующее подшивание, причём когда клей схватывается, стежки удаляются, так что в результате края остаются только подклеенными. Следует заметить, что иногда словосочетание bonded edge ошибочно используют вместо термина bounded edge.
  • Bound edge, bounded edge — край полей отделан пришитой лентой или полоской кожи. В первом случае к нему будет применим ещё и термин ribbon edge (или ribbon bound edge), а во втором — leather bound edge (или leather band edge).
  • Cavanagh edge — аккуратный, ровный, скруглённый и приподнятый край полей, обработанный особым образом. Он не кажется прошитым, но на самом деле всё же подшивается, однако на одном из этапов производства стежки либо удаляются, либо маскируются. Альтернативное название такого края — hand-felted egde. Из-за очень высокой себестоимости производства шляпы с полями этого типа в наши дни никто или почти никто не делает, но при желании можно купить антикварные или винтажные экземпляры.
  • Leather bound edge, leather banded edge, leather band edge — край полей отделан полоской кожи, которая к нему пришита. Для его обозначения можно использовать и термин bound edge, но не забывайте о том, что bound edge — это более широкое понятие. Здесь же заметим, что шляпы с отделанными кожей полями встречаются очень редко.
  • Overwelt, overwelt edge — край полей подвёрнут кверху и затем прошит. Иногда на одном из следующих этапов производства стежки удаляются или маскируются. В зависимости от технологии производства, к краям такого типа могут быть применимы термины sewn / stitched edge, welted / welt edge, Cavanagh edge / hand-felted edge, bonded edge. Термин overwelt лишь указывает на то, что края подвёрнуты кверху (если они подвернуты книзу, по отношению к ним применим термин underwelt).
  • Raw edge, raw cut edge — край полей не подвергается обработке; его просто обрезают по кругу, не подшивая и не подклеивая. Внешний вид при этом может быть аккуратным.
  • Ribbon edge, ribbon bound edge — край полей отделан узкой лентой, которая к нему пришита. Для его обозначения можно применять и термин bound edge, но имейте в виду, что bound edge — это более широкое понятие.
  • Sewn edge, stitched edge — край полей подшит. Его могут подвернуть кверху или книзу и прошить одним рядом стежком либо двумя или тремя рядами стежков. Для обозначения краёв данного типа порой применяют словосочетание welted edge (welt edge), но стоит заметить, что это несколько более широкое понятие.
  • Underwelt, underwelt edge — край полей подвёрнут книзу и затем прошит. Стежки могут быть видны либо на обеих сторонах полей, либо только снизу. К краям такого типа могут быть применимы ещё и термины sewn / stitched edge, welted / welt edge.
  • Welted edge, welt edge — как правило, это то же, что и sewn / stitched edge, но мы бы сказали, что это всё-таки более широкое понятие. Данный термин применяют для обозначения краёв полей, которые были подогнуты книзу или кверху и зафиксированы в требуемом положении. Они могут подшиваться разными способами, но иногда стежки на шляпе не видны — либо благодаря маскировке, либо из-за того, что их вообще удалили на одном из этапов изготовления шляпы (см. Cavanagh edge и bonded edge).
Строение и элементы шляпы Bonded edge
Трилби с краями Bonded
Строение и элементы шляпы Leather bound edge
Федора с краями Leather bound
Строение и элементы шляпы Overwelt edge
Трилби с краями Overwelt
Строение и элементы шляпы Raw edge
Федора с краями Raw
Строение и элементы шляпы Ribbon edge
Федора с краями Ribbon
Строение и элементы шляпы Underwelt edge
Федора с краями Underwelt

Sweatband (inner band)

Словами sweatband и inner band англичане и американцы называют текстильную или кожаную ленту, которая присутствует на внутренней стороне тульи очень многих шляп. Она проходит по кругу вдоль «входного отверстия». Эта умеренно широкая полоска ткани, кожи или кожзаменителя помогает защитить основной материал шляпы от воздействия пота, а также улучшить посадку шляпы на голове. Натуральные ткани и натуральная кожа в данном случае предпочтительнее различных синтетических материалов.

Строение и элементы шляпы кожаная Sweatband
Кожаная полоска Sweatband и шелковая подкладка шляпы
Строение и элементы шляпы текстильная Sweatband
Текстильные полоска Sweatband и подкладка шляпы

Подкладка (lining / inner lining)

Некоторые шляпы оснащаются подкладкой. Для её создания могут быть использованы натуральный шёлк (silk), купро / бемберг (cupro / bemberg), обычная вискоза (viscose), полиэстер (polyester), хлопок (cotton). Шёлковая подкладка встречается разве что в шляпах высокого класса, и зачастую она не может похвастать выдающейся износостойкостью; кроме того, она может оказаться жарковатой. Очень хорошим, комфортным и практичным вариантом традиционно считается подкладка из купро (бемберга); подкладка из обычной вискозы несколько хуже, но приемлема. Подкладка из полиэстера обычно негативно сказывается на уровне комфорта, потому что она плохо «дышит». На всякий случай добавим, что отсутствие подкладки не свидетельствует о низком или посредственном качестве шляпы.

Читайте также
Виды мужских пальто
Виды мужских пальто
Мир пальто весьма разнообразен, и мы решили создать большую обзорную статью.
Материалы для шляп
Материалы для шляп
В этой статье мы расскажем о том, какие материалы могут быть использованы для создания более или менее классических мужских шляп.
Braces и suspenders — в чём разница?
Braces и suspenders — в чём разница?
В англоязычном мире для обозначения подтяжек используются два термина: braces и suspenders.

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Москва,

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Санкт-Петербург,

К контактам