Стать нашим автором

Материалы для классических костюмов, пиджаков и брюк

Время чтения: 39 минут

В этой статье мы расскажем о том, какие материалы могут быть использованы для изготовления классических пиджаков, брюк и костюмов. Вы найдёте здесь информацию как об очень популярных тканях, так и о весьма редких. Разумеется, сведений о каждом конкретном материале сравнительно немного, но при этом мы постарались сделать нашу статью как можно более информативной.

Основная часть статьи состоит из двух разделов. В первом разделе будет рассказано о сырье, то есть волокнах – материалах, из которых изготавливаются костюмные, пиджачные и брючные ткани. Это лён, хлопок, шерсть и так далее. Второй раздел посвящён непосредственно тканям, которые отличаются друг от друга не только составом, но и по фактурой, переплетением нитей и другими особенностями.

На всякий случай сразу отметим, что в данной статье почти отсутствует информация о тканях для подкладок. Это связано с тем, что в противном случае она получилась бы не просто очень большой, а чрезвычайно гигантской. О подкладках мы расскажем в одном из следующих текстов.

Порядок материалов в обоих разделах нашей статьи является исключительно алфавитным. Это сделано в том числе для того, чтобы вам было легче найти информацию об интересующих вас тканях и волокнах.

Оглавление:

Материалы по происхождению (волокна)

Вискоза

Этот искусственный материал получают из целлюлозы, которую вырабатывают из древесины. По-английски его называют viscose и rayon. Он хорошо подходит для подкладок благодаря прекрасной воздухопроницаемости и высокой гигроскопичности, но вот для основной ткани используется редко. Смело можно сказать, что если в составе основной ткани пиджака, костюма или брюк присутствует вискоза, то речь идёт об изделии далеко не самого лучшего качества. Как правило, вискозу добавляют ради удешевления ткани. Если её доля в составе ощутима, ткань может довольно посредственно выглядеть, и на ней со временем могут появиться катышки. По теплоизоляционным свойствам вискоза значительно уступает шерсти и кашемиру, о которых речь пойдёт ниже.

Кашемир

Этот натуральный материал (cashmere) придаёт ткани мягкость и нежность. Существуют ткани как из 100% кашемира, так и из смеси кашемира с шерстью или другим материалом/материалами. Мы советуем избегать изделий из кашемира с синтетикой и, соответственно, очень внимательно изучать состав вещей, помеченных словами cashmere blend. Нередко к хлопку или шерсти добавляют совсем немного кашемира, а вот синтетики – больше. Бывают и вещи, состоящие на 90-95% из шерсти и на 5-10% из кашемира; они могут оказаться достойным вариантом.

Теплоизоляционные свойства у кашемира очень хороши – лучше, чем у шерсти, но только при прочих равных. Лёгкая ткань из кашемира может быть заметно менее тёплой, чем тяжёлая ткань из шерсти. Что же касается тактильных ощущений, то кашемировые ткани обычно приятнее и нежнее шерстяных, но в некоторых случаях разница не является существенной.

Несмотря на высокую цену и престижный статус, кашемир не всегда будет идеальным выбором даже при неограниченном бюджете. Брюки из него могут весьма быстро износиться; пиджаки «живут» дольше, но если вас интересует идеальный баланс цены и долговечности, то и кашемировый пиджак не является лучшим выбором.

Лён

Этот неформальный материал (linen) применяют для пошива одежды для тёплой и жаркой погоды. Лён прекрасно «дышит» и к тому же очень гигроскопичен, так что в костюме из льняной ткани вам может быть комфортно даже в жару (впрочем, есть нюансы, связанные с подкладкой и конструкцией костюма). Качественный лён очень долговечен, а вот посредственные ткани из льна могут прослужить всего пару сезонов, а порой и того меньше. Тактильные ощущения варьируются, но можно сказать, что лён обычно не вызывает у людей неприязни.

Важной особенностью тканей из этого волокна является высокая сминаемость: на льняных брюках и костюмах быстро скапливаются разнообразные складки и морщинки, причём полностью от них избавиться чаще всего невозможно. Бернхард Рётцель, немецкий эксперт по мужской одежде, пишет, что «заломы в льняных костюмах расходятся, похоже, ещё медленнее, чем в костюмах из хлопка, так что их обладатель долже приготовиться к тому, чтобы смириться с чуть мятым видом». На льняных пиджаках в районе локтей могут появиться своего рода «гармошки» – и, кстати сказать, рукава из-за этого могут немного «сесть», то их длина в процессе носки может немного уменьшиться.

Хорошими вариантами в ряде случаев оказываются смеси льна с хлопком и льна с шерстью (второй вариант, как правило, отличается меньшей сминаемостью, чем первый). Некоторые пиджаки и костюмы из льна с шерстью способны уместно выглядеть круглый год, хотя в большей степени, конечно, они подходят для лета. Модели из льна с хлопком обладают более выраженной сезонностью, однако брюки с таким составом иногда совершенно нормально смотрятся и в холодное время года.

Мохер

Этот редкий материал (mohair) получают из шерсти ангорских коз. Ткани из чистого мохера найти непросто, и это продукция на редкого любителя, так как она заметно блестит и весьма своеобразно ощущается. Чаще всего мохер смешивают с овечьей шерстью, и в результате получаются практичные и лёгкие ткани с очень низкой (порой нулевой) степенью сминаемости и с превосходной износостойкостью. Они могут поблёскивать, но если мохера в составе не очень много, блеск вряд ли будет чрезмерным. Морщинки на таких тканях могут быстро разглаживаться. Бернхард Рётцель отмечает, что мохер «чрезвычайно эластичен и мнётся даже меньше, чем мериносовая шерсть, так что идеально подходит для официальных летних костюмов».

Мы бы сказали, что ткани из шерсти с мохером точно заслуживают внимания в случае со смокингами и классическими деловыми костюмами для любого времени года, а вот для непарных пиджаков и непарных брюк это явно менее удачный вариант.

Полиамид (нейлон)

В составе некоторых пиджаков и других изделий можно встретить этот долговечный и прочный синтетический материал (polyamide / nylon). В случае с пиджаками и костюмами его нередко добавляют ради удешевления ткани. Наличие в составе пиджака 10-20% нейлона может сочетаться с достойным качеством и уровнем изделия, но вот когда на нейлон/полиамид приходятся 50 и более процентов состава, уровень изделия будет в лучшем случае базовым, а внешний вид – довольно дёшевым (однако продолжительность жизни вещи при этом может быть хорошей). На уровне комфорта значительная доля нейлона в составе сказывается негативно, и этот материал не является оптимальным материалом ни для зимы, ни для лета.

Полиэстер

Этот очень популярный материал (polyester) нередко добавляют в состав тканей для бюджетной одежды. Если мы говорим о классических брюках, пиджаках и костюмах, то наличие в составе полиэстера практически всегда указывает на невысокий уровень изделия, особенно если доля этого синтетического материала велика. При этом полиэстер может повысить практичность костюма или брюк, сделать его более износостойким. Иногда встречаются вполне приличные и достаточно приятные ткани из смеси шерсти и полиэстера, но обычно знатоки высококачественной классической одежды рекомендуют избегать вещей со значительной долей полистера в составе.

Хлопок

Брюки из хлопка (cotton) сегодня весьма популярны; хлопковые пиджаки и костюмы пользуются меньшим спросом, но редкостью или экзотикой не являются. При прочих равных изделие из хлопка обычно дешевле изделия из шерсти и тем более кашемира. Хлопковые брюки могут подходить и для лета, и для зимы, хотя идеальная модель для лета будет заметно отличаться от идеальной модели для зимы плотностью ткани. Хлопковые костюмы и пиджаки обычно носят только с поздней весны по раннюю осень.

Для жары хлопковая ткань при прочих равных подходит хуже льняной. Нередко лён и хлопок смешивают друг с другом, и в результате порой получаются очень достойные ткани. При этом следует иметь в виду, что и хлопок, и лён мнутся – и хлопковые брюки, равно как и льняные, не будут так хорошо драпироваться и сидеть, как шерстяные. Однако свойства хлопковых тканей варьируются в широких пределах, и это касается как их поведения в плане драпировки, так и пригодности для холодной или тёплой погоды, тактильных ощущений, внешнего вида, износостойкости, практичности. Если говорить о последней, то большинство хлопковых брюк можно стирать в стиральной машине, хотя всё-таки существуют исключения.

Добавим, что во втором разделе нашей статьи будут описаны следующие ткани, которые могут быть сделаны из хлопка: бархат (velvet), вельвет (corduroy, needlecord), габардин (gabardine), кавалерийский твил (cavalry twill), молескин (moleskin), сирсакер (seersucker), твил / саржа (twill).

Шёлк

В чистом виде этот материал (silk) используют для пошива костюмов и брюк очень редко; чаще его смешивают с шерстью, кашемиром, льном. Изделия из чистого шёлка или со значительной долей шёлка в составе могут достаточно сильно блестеть и переливаться; впрочем, существует и матовый шёлк, называемый словом dupioni («дупиони»). Мы бы сказали, что пиджаки и костюмы из смеси шёлка с другими материалами могут оказаться удачным вариантом, особенно если доля шёлка в составе невелика. Кроме того, разумеется, совершенно приемлем будет смокинг с лацканами и пуговицами, обитыми шёлком (и здесь стоит подчеркнуть, что именно такую отделку и должен иметь классический смокинг).

Пиджаки, брюки и костюмы из чистого шёлка, на наш взгляд, являются сомнительным выбором – и здесь сложно удержаться от цитирования британского модельера Харди Эмиса, который писал, что шёлковые костюмы подходят только для итальянцев и итальянских иммигрантов в Америке . Впрочем, американский имиджмейкер Майкл Антон утверждает, что денди носят и шёлковые костюмы, но только те, что сделаны из грубого и матированного шёлка; блестящий шёлк, согласно его мнению – выбор гангстеров .

Стоит иметь в виду, что шёлковые ткани, подходящие для внешней части пиджака или костюма, очень дороги, и изделия из них тоже получаются очень дорогими. Бюджетный шёлк может быстро износиться; кроме того, он выглядит и ощущается не лучшим образом.

Шерсть верблюда

Этот материал (camel hair) для пошива пиджаков и костюмов используют очень редко. Он довольно дорогой, но всё же цены на него находятся в рамках разумного. Вещь из верблюжьей шерсти может быть весьма тёплой, комфортной, долговечной, симпатичной на вид и приятной на ощупь; при прочих равных она будет более износостойкой, чем вещь из кашемира того же уровня качества. Однако цветовая гамма в случае с верблюжьей шерстью узкая; чаще всего ткани из этого материала обладают естественным цветом – одним из оттенков коричневого. Впрочем, бывают исключения.

Шерсть викуньи

Викунья (vicuna) – это животное из семейства верблюдовых, которое обитает в Южной Америке. Его шерсть стоит чрезвычайно дорого и для создания тканей и трикотажа используется крайне редко (в том числе потому, что эту шерсть приходится состригать с диких животных: их периодически ловят, стригут в строгом соответствии с правилами и отпускают обратно на волю). Изделия из шерсти викуньи очень приятны на ощупь и нежны, благородно выглядят и комфортны, но цены на них настолько велики, что их покупка экономически целесообразной быть не может в принципе: этот материал не является чемпионом по долговечности.

Шерсть овцы

Некогда овечья шерсть (wool) была самым распространённым материалом для пошива брюк, пиджаков и костюмов, но сегодня она занимает более скромные позиции. Действительно хорошая шерстяная ткань может быть и долговечной, и очень приятной на ощупь, и благородной на вид, и комфортной. Бернхард Рётцель утверждает, что «самой подходящей тканью для костюма всегда была и остаётся чистая шерсть, даже летом, поскольку никакой другой материал не ложится столь элегантно, то есть не является столь устойчивым к заломам». Однако стоит иметь в виду, что качество и характеристики шерстяных тканей варьируются сегодня чрезвычайно сильно. Индикаторами хорошего качества исходного сырья могут быть пометки lambswool, merino wool, virgin wool, pure new wool, Woolmark; впрочем, высокий уровень ткани они ещё не гарантируют.

Шерстяную пряжу, используемую для изготовления тканей, можно разделить на два типа: worsted (combed) и woolen (woollen, carded). Пряжу worsted нередко называют гребенной. Предназначенные для её производства волокна разделяют, распрямляют и вытягивают, причём отбираются только длинные волокна, а короткие отсекаются; нужные волокна выраниваются и в итоге оказываются более или менее параллельными друг другу. Именно такую пряжу необходимо использовать для производства гладких тканей, но из неё можно сделать и ткани с фактурой, а также с ворсом. Примерами тканей из шерстяной пряжи worsted являются баратея, габардин, фреско и камвольная фланель, но это не исчерпывающий список. В следующем разделе нашей статьи мы расскажем о соответствующих тканей.

Для производства пряжи woolen (woollen), которую в России иногда называют кардной, используется смесь волокон разной длины, причём эти волокна не проходят описанное выше выравнивание. Соответственно, ткань из такой пряжи ровной, «прилизанной» и идеально гладкой не будет. Пряжа этого типа прекрасно подходит для производства твида и фланели, хотя фланель, как понятно по предыдущему абзацу, иногда делают и из пряжи worsted.

Распространено мнение о том, что важным показателем качества и уровня шерстяных тканей является маркировка super: чем больше число после этого слова, тем лучше. На практике, однако, дело обстоит другим образом. Так, до 1960-х годов тканей с параметром super вообще не существовало, и при этом вещи служили в среднем заметно дольше, чем сегодня. Несмотря на то, что вещь из шерстяной ткани с большим числом после слова super действительно может быть очень приятной на ощупь и симпатичной внешне, она может оказаться весьма недолговечной. Мы бы сказали, что нужно очень хорошо подумать перед покупкой вещей из тканей с числом super 150 и более. Есть ткани с высокими показателями super, которые обладают достаточно приличной износостойкостью, но они очень дорого стоят и встречаются редко.

Необходимо добавить, что шерстяные ткани – как и любые другие – могут различаться по весу / плотности (weight). Самые лёгкие ткани из шерсти иногда называют тропическими (tropical wool); они хорошо дышат и прекрасно подходят для тёплой и жаркой погоды, но не являются чемпионами по износостойкости и порой довольно сильно мнутся. Средние по весу шерстяные ткани в зависимости от переплетения нитей и точного веса могут хорошо подходить для тёплой или холодной погоды или быть относительно универсальными. Самые тяжёлые шерстяные ткани, как правило, отлично драпируются и почти не мнутся; кроме того, у них выдающиеся теплоизоляционные свойства. Существуют чрезвычайно тёплые шерстяные пиджаки и костюмы, в которых просто невозможно находиться в отапливаемом помещении, но это сегодня большая редкость: ещё во второй половине XX века средняя плотность шерстяных тканей существенно снизилась.

О разновидностях шерстяных тканей мы ещё поговорим во втором разделе статьи. Там будут описаны следующие ткани, которые по крайней мере иногда делаются из шерсти: баратея (barathea), бедфордский корд (bedford cord), рогожка (hopsack), твид (tweed), фланель (flannel), фреско (fresco), твил (twill) и его разновидности, а также камвольные шерстяные ткани (worsteds). Здесь заметим, что классикой для лета является фреско – редкая ныне шерстяная ткань с достаточно пористой структурой, хорошо пропускающей воздух и даже слабый ветерок. Для зимы удачным выбором могут стать шерстяная фланель, твид, шерстяной кавалерийский твил или другая плотная шерстяная ткань. Гладкие шерстяные ткани, идеально подходящие для деловых костюмов, могут быть как весьма лёгкими, так и довольно тяжёлыми. Среди них попадаются как типично летние экземпляры, так и те, что оптимально подходят для холодного времени года.

Некоторые люди утверждают, что всесезонные ткани или ткани круглогодичной носки – это маркетинговая придумка для экономных, если только вы не живёте в месте, где зима незначительно отличается от лета. Как пишет Майкл Антон, «если у вас есть несколько зимних и летних пиджаков, то вы будете готовы к любому сезону и погоде и всегда сможете выглядеть лучше, чем те, кто поверил продавцу и купился на выражеие «ткань круглогодичной носки» . Действительно, по-настоящему удачная ткань в той или иной степени является сезонной, хотя сезонность – понятие несколько относительное, так как в холодный и ветреный летний день вполне можно надеть и твидовый пиджак, который чаще носится зимой и осенью. Кроме того, есть дышащие и умеренно лёгкие ткани, которые уместно смотрятся и летом, и зимой, и вещи из которых можно с комфортом носить чуть ли не круглый год, дополняя их в нужный момент тёплым пальто или плащом.

Эластан (спандекс, лайкра)

Этот материал (elastane, spandex, lycra) нередко добавляют в современные ткани для брюк, джинсов и некоторых других вещей, а иногда и в ткани для костюмов. Как правило, его доля в составе невелика: от 1% до 5%. Эластан помогает ткани лучше тянуться и влияет на общие ощущения от той или иной вещи. Некоторым людям ткани с эластаном нравятся, но есть и те, кто его не любит.

Наличие эластана в составе мало что говорит о качестве изделия: он может присутствовать как в очень хороших вещах, так и в откровенно посредственных. Впрочем, стоит заметить, что в самых классических, традиционных тканях эластана не бывает.

Виды тканей для костюмов, брюк и пиджаков

В этом разделе нашей статьи представлена информация как о редких тканях, так и о широко распространённых. В описании каждой ткани указаны её характерные особенности и виды волокон, которые могут быть применены для её изготовления.

Баратея

Эта ткань (barathea) может быть изготовлена из шерсти типа worsted или из шёлка, а также из смеси шерсти и шёлка или (крайне редко) смеси шерсти и мохера. Обычно она довольно мягкая и плотная, а переплетение нитей в ней сатиновое (satin weave). Такую ткань используют для пошива смокингов, фраков, костюмов, блейзеров и (редко) других непарных пиджаков. Это достаточно нейтральная классика с привычной и неброской внешностью.

Бархат

Этот материал (velvet) не является большой редкостью, но он не относится к числу самых популярных. В мире классической мужской одежды из бархата делаются разве что некоторые вечерние пиджаки, в том числе так называемые курительные пиджаки (smoking jackets) – домашние альтернативы традиционным смокингам (tuxedo), если можно так выразиться. Другие пиджаки и тем более брюки или костюмы из бархата выглядят спорно.

В наши дни для производства бархатных тканей могут использовать 100% хлопок, а также различные смеси с участием натуральных, искусственных и/или синтетических материалов: обычной вискозы, купро, полиэстера. Бархат из 100% шёлка сделать вполне реально, но сегодня его практически никто не производит из-за очень низкого спроса и очень высокой себестоимости.

Бедфордский корд

Эта очень редкая ныне ткань (bedford cord) традиционно делается из шерсти и является весьма тяжёлой. Она славится добротностью, износостойкостью, долговечностью; кроме того, у неё прекрасные теплоизолирующие свойства. Бедфордский корд используется для пошива некоторых неформальных костюмов, пиджаков и брюк – в основном тех, что чаще носят на открытом воздухе, чем в помещениях. Бернхард Рётцель пишет, что в Англии бедфордский корд «идёт на пиджаки и костюмы, предназначенные для охоты», а затем добавляет: «высокая плотность материала делает его пригодным для очень холодной погоды; в хорошо отапливаемом офисе носить бедфорд-корд практически невозможно; пиджаки из этой ткани обречены на то, чтобы пережить своих владельцев» .

Для полноты картины стоит заметить, что в ассортименте некоторых фирм и магазинов вам могут встретиться вещи из бедфордского корда, состоящего на 100% из хлопка. Они могут быть очень достойными и износостойкими, но по теплоизоляции такие изделия уступают своим собратьям из шерсти.

Вельвет

Эта ткань значительно превосходит по популярности и бархат, и бедфордский корд. Англичане и американцы называют её словом corduroy, и это совсем не то же, что velvet (в скобках напомним, что термином velvet в англоязычном мире именуется бархат). Характерной чертой вельвета являются приподнятые полоски-рубчики, благодаря которым ткань приобретает отчётливую фактуру. Размер этих рубчиков и расстояние между ними могут варьироваться от одной ткани к другой. Вельвет с очень частыми и очень узкими рубчиками нередко называют словом needlecord (российский аналог этого термина – микровельвет).

Классический вельвет делают из 100% хлопка, но иногда к хлопку добавляют немного эластана, и в этом нет ничего страшного. Тем, кто хочет попробовать одежду из вельвета, лучше начать с брюк. Бернхард Рётцель в своей книге «Джентльмен» утверждает, что «вельвет, после фланели и кавалерийского твила – третья классическая ткань для брюк, носимых со спортивным пиджаком». Пиджаки и костюмы из вельвета, однако – весьма своеобразные вещи. Как пишет Харди Эмис, вельвет «слишком жёсткий для того, чтобы красиво драпироваться и облегать фигуру... и к тому же слишком тёплый» . Пожалуй, жёсткий – не вполне удачное слово в данном случае, но то, что вельветовый пиджак обычно не очень удачно облегает фигуру – это факт. Впрочем, некоторые люди носят такие пиджаки с удовольствием.

Высокотехнологичные шерстяные ткани

Такие материалы можно использовать для производства разных вещей, включая деловые и неформальные костюмы, пиджаки и брюки. Высокотехнологичные шерстяные ткани могут обладать разными полезными достоинствами. Например, многие из них слабо мнутся или вообще не мнутся – и, соответственно, прекрасно сохраняют форму. Есть и экземпляры, которые обладают влаго- и грязеотталкивающими свойствами и могут хорошо переносить даже машинные стирки – несмотря на то, что в составе присутствует исключительно шерсть. Конечно, внешний вид изделий из таких тканей обычно нельзя назвать роскошным или очень благородным, но он вполне может быть достойным и симпатичным. На ощупь эти ткани тоже бывают хорошими и достаточно приятными, хотя и не самыми лучшими.

Габардин

Эта практичная и износостойкая ткань (gabardine) характеризуется очень плотным диагональным переплетением нитей; по сути, габардин – это одна из разновидностей твила (twill), про который мы ещё поговорим ниже. К достоинствам классического габардина для плащей относят его влагоотталкивающие свойства и непродуваемость, хотя не стоит думать, что эта ткань в принципе не может пропустить воду, и что брюки из габардина будут водонепроницаемыми.

Как правило, габардин делают из 100% хлопка, но существуют и другие варианты – в частности, из 100% шерсти. Версия габардина из смеси хлопка с полиэстером может быть достаточно удачным вариантом в случае с плащами, но вот для брюк и костюмов данный материал подходит в меньшей степени (при этом брюки и костюмы из 100% хлопкового или 100% шерстяного габардина могут оказаться прекрасными покупками). Здесь же стоит привести мнение Саймона Кромптона, автора блога Permanent Style: он утверждает, что габардин лучше подходит для довольно строгих брюк и костюмов, чем для совсем неформальных . Кроме того, Саймон замечает, что шерстяной габардин формальнее хлопкового и лучше сохраняет форму .

Кавалерийский твил

Это другая разновидность твила. Она, разумеется, напоминает визуально габардин, но несколько отличается от него. Диагональные полоски на такой ткани являются как бы двойными, хотя это заметно лишь при ближайшем рассмотрении. По-английски такую ткань называют термином cavalry twill. Для её производства используют либо хлопок, либо шерсть. Высококачественный кавалерийский твил является очень долговечным и достаточно тёплым. Это плотная ткань, которая прекрасно подходит для непарных брюк. По мнению Саймона Кромптона, брюки из кавалерийского твила при прочих равных менее формальны и, как правило, более универсальны, чем брюки из габардина .

Камвольные шерстяные ткани

Изделия из камвольных шерстяных тканей (worsted wool) встречаются часто и пользуются немалой популярностью. Такие ткани используют для пошива большинства деловых костюмов и строгих классических брюк; впрочем, встречаются и неформальные камвольные ткани.

Переплетение нитей в камвольной ткани может быть как простым (полотняным), так и диагональным (см. твил) – в том числе типа «ёлочка». При этом указанные виды переплетения могут встретиться и в тканях, которые не относятся к числу камвольных.

Следует особо заметить, что камвольные ткани не всегда являются гладкими. С одной стороны, словом worsted wool иногда обозначают именно гладкую шерстяную ткань, но на самом деле, как уже было сказано в первом разделе нашей статьи, данный термин описывает вид пряжи, и worsted ткань может быть не только гладкой, но и фактурной. При этом гладкая шерстяная ткань без ворса всегда делается из шерстяной пряжи типа worsted, в то время как фактурная шерстяная ткань может быть сделана и из шерстяной пряжи типа woolen / woollen. Ткань из пряжи worsted можно сделать даже ворсистой: шерстяная фланель, например, может быть изготовлена как из пряжи worsted, так и из пряжи woolen.

В случае с камвольными тканями на сцену нередко выходит параметр super, о котором мы уже говорили в первом разделе статьи. Не следует думать, что чем выше число после слова super, тем лучше ткань. Некоторые очень хорошие шерстяные ткани вообще не классифицируются как super ткани, и до 1960-х годов super тканей в принципе не было. Большинству людей стоит ограничиться тканями с показателями super в районе 130; если число после слова super равно 150 или ещё больше, ткань может быть достойной, но она точно не предназначена для тех, кто ищет оптимальный баланс цены, качества и долговечности.

Молескин

Эту мягкую, плотную и бархатистую на ощупь ткань (moleskin) обычно делают из 100% хлопка или из хлопка с добавлением пары процентов эластана. Её название намекает на сходство с кротовым мехом (mole – крот, skin — шкура). Она применяется для пошива неформальных брюк, костюмов и пиджаков. Мы бы сказали, что пиджаки и костюмы из молескина – это изделия на любителя, и знакомство с данной тканью лучше начинать с брюк. Поклонники брюк из молескина любят их за комфорт и тактильно приятную поверхность ткани. Кроме того, некоторые брюки из молескина можно стирать в стиральной машине. Как правило, они довольно тёплые и хорошо подходят для прохладной и холодной погоды, но не для жары.

Рогожка

Русскоязычное название этой ткани может вызвать у вас улыбку или ироничную усмешку, но на самом деле качественная рогожка – это достойный материал, пригодный для изготовления пиджаков высокого класса. Такую рогожку можно сделать из 100% шерсти или, например, из смеси шерсти и льна, которая бывает весьма недурной. Разумеется, сегодня существуют и другие варианты; есть и рогожка из 100% синтетики. Любая рогожка обладает характерной фактурой – своего рода мелким тканым узором, пример которого представлен на фотографии ниже. Этот узор в ряде случаев можно сравнить со множеством очень маленьких квадратиков или чёрточек.

В английском языке для обозначения рогожки используется слово hopsack. Такую ткань производители одежды используют для изготовления некоторых непарных пиджаков – в основном тех, что предназначены для тёплого времени года. Иногда она применяется и для пошива костюмов, но имейте в виду, что брюки из рогожки не отличаются высокой износостойкостью. Качественная рогожка приятна на ощупь, комфортна, долго служит, отлично «дышит» и симпатично выглядит. Это одна из классических тканей для лета, хотя следует иметь в виду, что характеристики рогожки варьируются, и один вариант может подходить для жаркой погоды заметно хуже, чем другой.

Саржа

Этим словом в России иногда называют твил (twill), речь о котором пойдёт ниже.

Сиэсакэ (сирсакер)

Эта неформальная лёгкая ткань (seersucker) обладает весьма оригинальной фактурой: шершавой, морщинистой и как будто слегка пупырчатой. Классический seersucker ткут из 100% хлопка; он полосатый, причём один из цветов полосок в большинстве случаев белый, а другой – синий, но встречаются и другие варианты. Кроме того, существует почти однотонный сирсакер, без контрастного узора в полоску. Особо отметим, что сегодня можно встретить и seerucker из смеси хлопка с какой-нибудь синтетикой, но такие ткани мы бы не рекомендовали: по-настоящему высококачественными они не бывают.

Бернхард Рётцель пишет, что «сирсакер – это летняя классика в Нью-Йорке; напротив, в Европе мужчины выглядят слегка эксцентрично в костюме из сирсакера» . Для лета и в том числе жары вещи из этой ткани отлично подходят по той простой причине, что они легки и хорошо «дышат» (разумеется, если подкладка тоже сделана из дышащего материала или вообще отсутствует). К минусам сирсакера можно отнести своеобразный внешний вид, который нравится далеко не всем и, разумеется, является совершенно неформальным. Кроме того, стоит иметь в виду, что на фото и видео изделия из сирсакера порой получаются неудачно из-за появляющегося муара. Впрочем, иногда попадаются и вещи из такой ткани без выраженного узора в полоску, но своего рода рябь на них всё равно заметна.

Твид

Эта ткань (tweed) прекрасно подходит для холодной погоды. Она может быть использована для пошива как костюмов и пиджаков, так и брюк; впрочем, в Британии непарные брюки из твида не пользуются популярностью: там предпочитают либо твидовые пиджаки, либо твидовые костюмы. Как утверждает Бернхард Рётцель в одной из своих книг, «настоящий британский твидовый костюм очень хорошо противостоит холодным ветрам, дождю, туману и даже морозам». Там же он пишет, что традиционный британский твид «на ощупь скорее напоминает ковер, но он и плотен, как ковер, и, следовательно, вряд ли пропустит ветер или влагу». Впрочем, стоит заметить, что сегодня существуют и «облегчённые» варианты твида, которые делают в том числе в Британии.

Классический твид ткут из 100% шерсти, но существуют и достойные разновидности твида из смеси шерсти с кашемиром, который делает ткань приятнее и нежнее, но при этом и дороже. Наличие в составе твида синтетики – верный признак пониженного качества, хотя не всегда это критично (15-20% синтетики в составе допустимы при условии адекватной цены). Признаками высокого качества могут быть английское, шотландское или ирландское производство, а также имя фирмы-производителя (скажем, Moon) или даже наименование, защищённое по месту происхождения (классический пример – Harris Tweed). Чаще всего твид сегодня ткут на относительно современных электрических станках, но кое-где в Шотландии и Ирландии для производства твида ещё используют полностью механические ткацкие станки, приводимые в движение ногами операторов (весь Harris Tweed делается именно таким образом).

Степень формальности твида варьируется в зависимости от узора и цвета, но высокой она в принципе не бывает. Обычно твид ассоциируется с загородным отдыхом и сельской местностью, но он уже давно уместен и в городе – в том числе в большинстве офисов, где нет классического строгого дресс-кода business attire. Лучший твид может похвастать высокой износостойкостью и долговечностью; помимо этого, многим нравятся внешний вид и тактильные ощущения. Впрочем, все характеристики твида заметно варьируются, так что мы бы не советовали делать поспешные выводы. К примеру, в Шотландии делают как весьма грубоватый твид, так и заметно более приятный на ощупь; износостойкость шотландского твида тоже несколько варьируется, но она всё равно в среднем явно выше, чем износостойкость бюджетных шерстяных тканей из Китая.

Твил

Этим термином (twill) именуют целую группу тканей. По сути, твил – это любая ткань с диагональным переплетением нитей. Она может быть хлопковой, шерстяной, синтетической или даже шёлковой; бывают и удачные варианты из смеси шерсти и льна и других смесей. Плотность, толщина, износостойкость, уровень комфорта, степень официальности и тактильные ощущения, разумеется, варьируются в значительных пределах.

Выше мы уже описали две разновидности твила: габардин и кавалерийский твил. Рассмотренный выше твид тоже может быть твилом, но в случае с некоторыми вариантами твида переплетение нитей является простым / полотняным (plain weave). Камвольные ткани тоже могут обладать как простым, так и диагональным переплетением нитей. Это же верно и по отношению к фланелям, которые будут описаны ниже.

Особого упоминания заслуживают ткани во всем известную «ёлочку», которую в Британии называют селёдочной косточкой (herringbone). Плетение «ёлочка» – это одна из разновидностей твила, и она может встретиться и на твиде, и на камвольной шерстяной ткани (из пряжи worsted), и на хлопковой или смесовой ткани.

Кроме того, следует упомянуть уипкорд (whipcord) – очень плотный шерстяной или хлопковый твил с выраженной фактурой, который хорошо подходит для брюк, но порой используется и для пиджаков. Несколько слов можно сказать и о серже (serge), хотя этот термин является довольно расплывчатым; англичане могут использовать его по отношению к шерстяному твилу, а во французском языке это слово вообще означает просто «твил» (или «саржа»). Бернхард Рётцель пишет, что «синий шерстяной серж считается у экспертов классической, исходной тканью для тёмно-синего блейзера, и некоторые люди настаивают, чтобы блейзер шили из неё» .

Ткани с простым (полотнятным) переплетением нитей

В английском языке для обозначения простого переплетения нитей используют термин plain weave; в русском языке имеется термин «полотняное переплетение», который означает то же самое. Нити в соответствующих тканях проходят без сдвигов и перпендикулярно друг другу, так что в данном случае вы не увидите диагональные полоски, которые можно встретить на описанном выше твиле. Некоторые ткани с простым переплетением являются гладкими, а другие обладают выраженной фактурой из-за особенностей группировки нитей и/или различия в характеристиках пряжи, используемой для нитей основы ткани и нитей утка (утком называют нити, проходящие перпендикулярно основе).

Лишь некоторые костюмные и брючные ткани с полотняным переплетением нитей имеют свои специальные имена. К их числу относятся описанные выше рогожка (hopsack) и сирсакер (seersucker). Твиды занимают особую позицию, так как в некоторых из них переплетение нитей полотняное, а в других – диагональное (саржевое). Достаточно широко распространены гладкие ткани с полотняным переплетением, сделанные из шерсти worsted; многие из них хорошо подходят для классических костюмов (включая строгие и деловые), а порой и для смокингов.

Фланель

Этим словом (flannel) именуют мягкие ворсистые ткани. Переплетение нитей в них может быть как простым (полотняным), так и диагональным (саржевым). Классическая фланель изготавливается из 100% шерсти, но достойные экземпляры можно сделать и из смеси шерсти с шёлком и/или кашемиром. Хлопковая фланель, безусловно, тоже имеет право на существование, но она используется для пошива рубашек, а не брюк и пиджаков. Разумеется, существуют и фланели из смеси шерсти с синтетикой; иногда встречается и фланель из смеси шерсти не только с синтетикой, но и с хлопком. Следует помнить, что синтетику добавляют в состав фланели исключительно ради экономии: благодаря дешёвым синтетическим материалам можно понизить цену, но весьма вероятно, что такая добавка приведёт к ухудшению уровня комфорта и теплоизоляционных свойств ткани, а также её внешнего вида.

Шерстяные фланели можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какая именно пряжа идёт в ход при производстве ткани: woolen (woollen) или worsted. Тип фланели указывается очень редко, но производитель ткани может сообщить его по запросу. Woolen фланель в среднем мягче и приятнее worsted фланели, но при этом она в среднем менее износостойкая, менее прочная, менее долговечная (однако срок её службы может быть приличным). Как бы странно это ни звучало, она может казаться более рыхлой и более уютной. Кроме того, она нередко толще и тяжелее, чем фланель worsted, которую, кстати сказать, иногда ещё называют камвольной фланелью. Классическая woolen фланель может быть отличным выбором для холодной погоды.

Добавим, что фланель подходит как для деловых, так и для неформальных костюмов; кроме того, это прекрасный материал для непарных брюк (в частности, Бернхард Рётцель пишет, что «брюки из серой фланели – это классический аккомпанемент спортивному пиджаку»). Однако стоит иметь в виду, что при прочих равных уровень официальности фланелевого костюма будет ниже уровня официальности аналогичного по дизайну костюма, сшитого из гладкой шерстяной ткани того же цвета. Помимо этого, у фланели есть выраженная сезонность, и лучше всего она подходит для холодной и прохладной погоды, хотя стоит сказать, что в первой трети XX века фланель активно применялась для пошива летних брюк. Существуют тонкие и лёгкие образцы фланели, из которых можно шить одежду и для лета, но всё же явно не для жары.

Фреско

Под конец следует упомянуть эту типично летнюю ткань (fresco), о которой мало кто знает. Строго говоря, это торговая марка фирмы Huddersfield Fine Worsteds (Hardy Minnis), но похожие ткани выпускают и некоторые другие компании. Классические варианты fresco изготавливаются из 100% шерсти worsted, однако благодаря специальной пористой структуре с открытым переплетением нитей прекрасно пропускают воздух и позволяют почувствовать вам даже малейший ветерок. Кроме того, они являются износостойкими, долговечными и, если можно так выразиться, малосминаемыми. Соответственно, из этой ткани делают хорошие костюмы, пиджаки и брюки для тёплой и жаркой погоды. Имейте в виду, однако, что их нельзя назвать роскошными на вид и на ощупь; более того, надо признать, что оригинальные варианты фреско от Huddersfield Fine Worsteds (Hardy Minnis) вообще довольно грубоваты, но их аналоги бывают мягче и приятнее, хотя при этом могут оказаться чуть более тёплыми. Кроме того, стоит упомянуть просвечиваемость данной ткани, но это своего рода плата за пригодность для жаркой погоды (в скобах заметим, что степень просвечиваемости варьируется и может быть невысокой). Под конец надо сказать, что для холодов фреско не подходит: сезонность у этой ткани очень выраженная.

Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты
Картинка инсты

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Москва,

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00

Электронная почта:
mail@fineclub.ru

Санкт-Петербург,

К контактам